Содержание 1. Целевой раздел 1.1.Паспорт программы 1.2.Актуальность 1.3.Цель и задачи программы 1.4.Планируемые результаты освоения программы II.Содержательный раздел 2.1.Сроки реализации программы 2.2.Формы реализации программы 2.3.Распределение материала III.Организационный раздел 3.1.Материально-техническое обеспечение программы 3.2.Расписание 3.3.Организация предметно-развивающей среды IV.Список литературы V.Приложение 1.Целевой раздел 1.1.Паспорт программы Название программы Направленность программы Составитель Программы Основания для разработки программы Целевые группы Цель программы Задачи программы Организация образовательного процесса «Индивидуальные сеансы по методу А.Томатиса» Социально-гуманитарная Михайлова Елена Николаевна, учитель-логопед В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; 2019, № 30, ст.4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст.5343); Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания иобучения»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Обучающиеся дошкольного возраста с 3 до 7 лет. Улучшить способность мозга воспринимать и обрабатывать различную информацию. Развивать речь детей. Коррегировать эмоциональные расстройства, вызванные стрессом и тревожностью. Коррекция поведенческих особенностей. Развивать высшие психические процессы. Развивать просодическую сторону речи (интонацию, мелодику, тембр, темп, ритм, силу голоса, громкость). Развивать координацию и управление телом. Форма реализации – Курсовая. Курс предполагает ежедневные занятия с воспитанниками, за исключением выходных дней. Курс рассчитан на 36 занятий в год. Продолжительность одного занятия – 60 минут. Количество занятий: Первый курс занимает 18 занятий вместе с диагностикой (3 дня – в первый день, в середине и после окончания прослушивания курса диагностика на аудиометре), 15 дней — ежедневная терапия. Второй и третий курсы занимают 9 занятий (1 день – диагностика на аудиометре), 8 дней ежедневной терапии. Продолжительность занятий – 60 минут. Форма занятий – индивидуальная. Программа включает чередование пассивного слушания Ожидаемые результаты на аппарате «Электронное ухо» и упражнения на чтение и повторение с использованием наушников и микрофона. Улучшение эмоционального и психического состояния. Совершенствование речи. Улучшение координации движений. Совершенствование коммуникативных качеств. Совершенствование интеллектуальных способностей. Улучшение просодических сторон речи. 1.2.Актуальность Метод Томатис назван так по имени Альфреда Томатиса — оториноларинголога, который открыл способ стимулировать развитие мозга с помощью звука. Сейчас его используют во всём мире, чтобы заставить кору головного мозга ребёнка работать эффективнее. Ухо – многофункциональный орган, который связан со многими системами организма, а слуховая система связана со многими функциями психики. Альфред Томатис утверждал, что слушание, а не слышание является первичной функцией уха. Слышание – пассивный процесс, слушание – активный. Человек может иметь превосходный слух, но быть плохим слушателем. Многие дети, которым учеба дается нелегко, имеют превосходный слух, однако они не могут хорошо читать или надолго сконцентрироваться. Причина – в неспособности слушать. Каждый человек имеет доминирующее ухо – левое или правое, то, которым лучше слышит. «Правши» улавливают и анализируют слуховую информацию быстрее, чем «левши», они более адаптированы к миру. А.Томатис, анализируя экспериментальные данные, большое значение придает связи уха и голоса. Он сформулировал закон: «Голос воспроизводит только те звуки, которые ухо может услышать». А значит, с улучшением слуха у человека меняется голос. Томатис терапия обучает человека слышать правым ухом, а значит лучше анализировать. Задержка речи и проблемы обучаемости - очень часто встречающиеся сегодня отклонения. Эти нарушения, как правило, имеют нейробиологическое происхождение и возникают из-за неправильного развития некоторых участков головного мозга в пренатальный (предродовой) период вследствие, например, инфекций или сильного нервного напряжения матери. Другим фактором могут стать травмы во время родов, в результате которых мозг ребенка может получить повреждения, в том числе, органического характера. Метод А.Томатиса — это стимуляция коры мозга звуком. На ребёнка надевают наушники и включают заранее составленную звуковую дорожку. В это время можно играть, складывать пазлы или просто лежать и слушать и т.д. Звук воспринимает не только ухо, но и костная система человека. Это ощущается как вибрации при сильном звуке, а при слабом может оставаться незамеченным, хотя организм всё равно реагирует на раздражитель. Иногда люди «слышат» только через тело, например, если надеть изолирующие наушники и встать рядом с колонкой. Тихие звуки воспринимают только уши. А аппарат Томатиса учит слышать и костной системой, и ушами, а также сопоставлять эти звуки, складывать их в единый образ. Внешне человек просто сидит в наушниках и что-то слушает, а на самом деле учится понимать мир вокруг и самого себя. Аппарат Томатиса передаёт в оба наушника один и тот же звук, например, музыку. При этом с одной стороны тела больше низких частот, с другой — высоких. Отличаться может и тембр, и интенсивность звука. Звуковые сигналы возбуждают слуховой анализатор и включают ориентировочный рефлекс. А он запускает познавательные процессы и стимулирует мозг работать. В результате образуются новые клетки мозга — нейроны, и связи между ними. Чем их больше, тем лучше ребенок думает, понимает, легче учится. Томатис терапия полезна для детей с раннего возраста, когда мозг легче всего развивать. Сеансы проводят как детям с особенностями развития, так и полностью здоровым. Они помогают быстрее осваивать новое, лучше думать, понимать себя. Использование данного метода рекомендовано для детей: расстройства аутистического спектра (РАС); задержка психического и моторного развития (ЗПР); задержка речевого развития (ЗРР); заикание; дислексия; синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Программа Томатис будет полезна во всех случаях, когда ребёнок не может подружиться со своим телом, контролировать его и управлять им. Программа разработана в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; 2019, № 30, ст.4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст.5343). Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания иобучения». СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания». 1.3.Цель и задачи программы Цель: улучшить способность мозга воспринимать и обрабатывать различную информацию. Это позволяет развивать не только познавательные процессы, но и избавиться от множества психических расстройств и нарушений развития. Томатис терапия позволяет решить следующие задачи: Развивать речь детей. Занятия с применением метода А.Томатиса показывают хорошие результаты у детей с задержкой или полным отсутствием речи. Уже после первой или второй сессии ребенок начинает намного лучше говорить, а также начинает значительно лучше понимать, что ему говорят. Улучшается коммуникация, познавательные процессы. Коррегировать эмоциональные расстройства, вызванные стрессом и тревожностью. Воздействуя на лимбическую систему и на префронтальные зоны коры, Томатис терапия положительно влияет на регулирование нарушений эмоционального фона. В результате происходит нормализация эмоционального фона, улучшается самочувстие, повышается настроение. Развивать высшие психические функции. Стимулирующее воздействие на кору головного мозга с помощью метода Томатис, позволяет активировать центры, отвечающие за память, внимание, что позволяет облегчить работы мозга, улучшает память, внимание. Развивать координацию и управление телом. Нарушение работы вестибулярного аппарата приводит к проблемам, связанным с моторикой и координацией, что приводит к головокружениям, потере равновесия, проблемам с вертикальной осанкой. Томатис терапия оказывает непосредственное воздействие на преддверие, что позитивно влияет на моторику, состояние тонуса и вертикальную осанку. Также улучшается координация движений левой и правой частей тела. Развивать просодическую сторону речи. Плохая дикция, слабая выразительность, недостаточно беглая речь, неправильный тембр и многое другое вызвано нарушением обратно-поступательной связи между слуховой системой, мозгом и голосом. Томатис терапия позволяет восстановить эту связь и значительно повысить качество голоса. 1.4. Планируемые результаты освоения программы Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память. Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда. После курса Томатиса родители отмечают, что дети становятся спокойнее, быстрее осваивают новое. Улучшается психоэмоциональное состояние при сильных стрессах, ощущениях тревоги, подавленности и потрясений, синдроме дефицита внимания и гиперактивности и задержке психического развития. Развиваются речевые навыки, корректируются проблемы (задержки речевого развития, заикание, дислексия, афазия, алалия, плохая фонетика, дизартрия, дисграфия и нарушение слоговой структуры). Нормализуется координация движений; Появляются коммуникации при аутизме и отсутствии навыков взаимодействия с социумом. Улучшаются интеллектуальные способности у здоровых детей и страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, общим недоразвитием речи и задержками в умственном развитии. Повышается качество и красота голоса. II.Содержательный раздел 2.1.Сроки реализации программы Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности для детей дошкольного возраста рассчитана на 1 год. 2.2.Формы реализации программы – курсовая. Курс предполагает ежедневные занятия с воспитанником, за исключением выходных дней. Курс рассчитан на 36 занятий в год. Форма обучения – индивидуальная. Продолжительность одного занятия с использованием метода А.Томатиса – 60 минут. Тренинг слуха занимает достаточно длительный период времени — мозг начинает правильно воспринимать звуковую информацию не ранее чем через 40-45 часов тренировок, поэтому обычно назначается несколько курсов занятий. Первый курс занимает 18 занятий вместе с диагностикой: 1 день — диагностика на аудиометре; 15 дней — ежедневная часовая терапия (в середине курса снимается контрольная диагностика). После окончания прослушивания курса в отдельный день — последняя диагностика. Перерыв между первым и вторым курсами не должен превышать 6-8 недель. Если, перерыв после первого курса составляет более 2-х месяцев, необходимо проводить первый курс повторно. Второй и третий курсы включают одну диагностику и 8 дней ежедневной часовой терапии. Перерывы между вторым и третьим курсами (длительностью по 9 дней) могут составлять несколько месяцев, по рекомендации специалиста. 2.3. Распределение материала В основе метода А.Томатиса лежит принцип сенсорной звуковой стимуляции, продуцируемой аппаратом «Электронное ухо» и специальными наушниками, воспроизводящими эффекты устройства. За фоновую основу взяты скрипичные концерты Моцарта, обладающие широким частотным диапазоном, и Григорианские песнопения. На данную музыку наложен «эффект Томатиса» — специальные стимулы для создания уникального перцептивного звукового контраста. Для создания «эффекта Томатиса» используются внезапные переходы от низких частот к высоким. Такое чередование частотных каналов происходит как на уровне уха, так и на уровне кости – в наушниках встроен костный вибратор, обеспечивающий подачу звука на кости черепа. Процесс двойного чередования частот (по воздушной и костной проводимости) и лежит в основе метода Альфреда Томатиса. Для каждого ребенка фильтры «Электронного Уха» настраиваются индивидуально. Для этого перед прохождением курса каждому ребенку проводится аудиометрическая диагностика (Приложение 1), которая является основой составления индивидуальной программы для ребенка (Приложение 2). Каждая программа имеет свой набор частот, исходя из той проблемы, которую необходимо решить. Метод удобен тем, что не требует от ребенка никаких усилий. Ребенок в наушниках слушает музыку. При этом он может заниматься любым спокойным делом: строить из конструктора, рисовать, лепить из пластилина, свободно передвигаясь в игровой комнате. Специалист подбирает для каждого ребенка развивающие игры и занятия, позволяющие усилить эффект от Томатис терапии и добиться больших результатов. III.Организационный раздел 3.1.Материально-техническое обеспечение Большая роль в эффективности проведения Томатис терапии отводится его материально-техническому обеспечению. Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей работы с ребенком во время проведения сеанса. 3.2.Расписание Понедельник – пятница с 11. 00 до 12.00 IV.Литература 1.Малгожата Шурлей, Лешек Здольски «Метод Альфреда Томатиса. Материалы для обучающего семинара», - Нейропедагогический центр «ЛОГОПРОГНОЗ», 2020г.