Положение о кабинете-учителя дефектолога(тифлопедагога)

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Золотая рыбка»
(МАДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка»)
Согласовано

Утверждено

Советом Учреждения МАДОУ
«Детский сад №10 «Золотая рыбка»

приказом муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения

(протокол от «30» августа 2022 №1)
Согласовано педагогическим советом

«Детский сад №10 «Золотая рыбка»
от «30» августа 2022 №189

МАДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка»

Директор_________________Н.В.Качур

(протокол от «30» августа 2022 №1)

Положение
о кабинете учителя-дефектолога (тифлопедагога)
1.

Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано для муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Золотая рыбка» города
Мегиона (далее Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в РФ», Уставом МАДОУ и другими локальными актами.
1.2. Кабинет учителя-дефектолога создается в Учреждении
в целях оказания
помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения зрения различной степени
тяжести и его деятельность регламентируется ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенцией о
правах ребенка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», основами
законодательства и нормативными документами Министерства образования РФ, Уставом
МАДОУ.
1.3. В кабинете оказывается тифлопедагогическая помощь детям дошкольного
возраста (3-7 лет) с различными нарушениями зрения.
1.4. Кабинет учителя – дефектолога создается с целью обеспечения благоприятных
условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности
учителя-дефектолога, повышения эффективности и качества коррекционного обучения,
методического и профессионального уровня учителя- дефектолога, сосредоточения
наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств,
отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.
1.5. Организационно-методическое руководство деятельностью кабинетом учителя
– дефектолога осуществляет директором ДОУ, заместитель директора по ВОР.
2.Цели и задачи кабинета
2.1. Целью деятельности кабинета учителя - дефектолога является своевременная
коррекция и компенсация нарушения зрительного восприятия и зрительных функций у
детей дошкольного возраста.



2.2. Задачи кабинета учителя – дефектолога:
социальная помощь детям дошкольного возраста с нарушениями зрения;





проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий;
консультативно-диагностическая работа;
осуществление взаимосвязи между лечебно – восстановительной и коррекционно –
педагогической работой с детьми с нарушениями зрения в Учреждении;
 оказание консультативной помощи родителям воспитанников, привлечение родителей
к участию в коррекционно-педагогическом процессе, созданию условий для
зрительного режима и благоприятного психологического климата в семье;
 пропаганда тифлопедагогических знаний.
2.3. Функции кабинета учителя –дефектолога:
 развитие зрительного восприятия и зрительных функций;
 социально – бытовая ориентировка;
 развитие навыков ориентировки в пространстве;
 развитие зрительно – двигательной координации;
 активизация и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления);
2.4. Организация деятельности кабинета учителя- дефектолога.
2.4.1.Организация коррекционного процесса обеспечивается:
 своевременным обследованием детей;

рациональным составлением расписаний занятий;

планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

оснащением кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
 совместной работой учителя-дефектолога с воспитателями, педагогом - психологом,
медперсоналом, музыкальным руководителем.
2.5. Основной формой организации коррекционно-образовательной работы
являются занятия, которые проводятся в часы, предусмотренные графиком работы
учителя – дефектолога.
2.6. Продолжительность занятий в каждой возрастной группе определяется
реализуемой адаптированной образовательной программой дошкольного образования.
2.7. Количество детей, посещающих индивидуальные и подгрупповые занятия,
составляет 10 человек на ставку.
3.Содержание и основные формы работы.
3.1 Кабинет учителя – дефектолога организует постоянную тифлопедагогическую
работу с детьми Учреждения.
Кабинет учителя – дефектолога в соответствии с поставленными задачами осуществляет
деятельность по приоритетным направлениям:

совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным
направлениям;

структурирование и динамическое наблюдение за деятельностью детей на занятиях и
вне их;

систематизация учебно-методического материала.
Научно-методическая деятельность:
 выявление, изучение и обобщение на технологическом уровне педагогического опыта;



организация обучения, проведение лекций, семинаров, курсов для работников
Учреждения
по вопросам использования в учебном процессе современных
аудиовизуальных средств обучения и применения информационных технологий;
 осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих
коррекционную работу;
 осуществление
планово-прогностической
деятельности
для
организации
функционирования
Учреждения
в режиме развития (разработка концепции,
комплексно-целевой программы Учреждения);
 адаптирование программ (вариативных, альтернативных), новых педагогических
технологий и методик обучения в связи с обновлением содержания дошкольного
образования;
 составление методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных
методов и форм обучения, направленных на развитие зрительного восприятия,
зрительных функций, зрительно-двигательной координации, социально-бытовой
ориентировки, навыков пространственной ориентировки, активизации и развития
высших психических функций у детей с нарушениями зрения.
Информационно-методическая деятельность:
 формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической
информации;
 обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных
потребностей педагогических работников;
 содействие повышению квалификации педагогических работников;
 обеспечение фондов учебно-методической литературы.
Организационно-методическая деятельность:
 участие в подготовке и проведении научно-практических конференций,
педагогических чтений и семинаров;
 сбор, обработка и анализ информации о результатах коррекционной работы;
 изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение
направлений ее совершенствования.
Диагностическая деятельность:
 изучение, подбор и разработка материалов по психолого-педагогической
диагностике деятельности детей;
 изучение индивидуальных особенностей ребенка в процессе его развития;
 проведение диагностики на выявление степени готовности ребенка к обучению в
школе;
 оценка результативности педагогического процесса
в кабинете учителя –
дефектолога.
3.2 Кабинет учителя –дефектолога Учреждения должен иметь следующие материалы:
 основополагающие и регламентирующие документы государственной политики в
области образования;
 список образовательных сайтов для работы в Интернет;
 литературу, газетные публикации и журнальные статьи по актуальным вопросам
тифлопедагогике и коррекционной педагогике;



материалы справочного и рекомендательного характера по оформлению передового
педагогического опыта, конкурсных работ;
материалы публикаций педагогов;
материалы профессиональных конкурсов;
материалы открытых занятий, мероприятий;
разработки семинаров, конференций и иных форм работы с педагогическим
персоналом;
разработанные педагогами программы кружков, разработки занятий к ним.







4. Организация работы
4.1.В период с 1 по 15 сентября учитель-дефектолог проводит психологопедагогическое и тифлопедагогическое обследование детей, с целью выявления уровня
развития зрительного восприятия, наличия вторичных отклонений у детей с нарушением
зрения, сбор медицинских и педагогических сведений о развитии детей; комплектование
подгрупп;
4.2.В
течение
года:
организация
коррекционно-развивающей
работы:
комплектование подгрупп по диагнозу и уровню развития; оформление и ведение
документации; консультативно-методическая работа с воспитателями групп,
координирование работы педагогов Учреждения для
проведения коррекционнопедагогической работы.
5.Оборудование кабинета
5.1. Оборудование рабочего места учителя-логопеда:

Стол письменный

Полка над столом

Стул

Книжный шкаф

Шкаф для верхней одежды
5.2. Оборудование рабочего места воспитанников для индивидуальных и групповых
занятий:

Стол (детский)

Стул (детский)

Доска магнитная фронтальная

Фланелеграф








5.3. Наличие документации
Годовой план;
Список детей с диагнозами;
График и циклограмма работы учителя-дефектолога;
Перспективный тематический план работы;
Календарный план;
Индивидуальные тифлопедагогические карты развития детей;
Табель посещаемости детей индивидуальных и подгрупповых занятий;

Расписание занятий;

Программно-методические материалы



Паспорт кабинета

Кабинет учителя дефектолога имеет наглядно – игровые пособия для обеспечения
коррекционно-развивающего процесса:
 пособия по развитию зрительного восприятия детей;
 пособия по развитию навыков ориентировки в пространстве;
 пособия по развитию зрительных функций;
 диагностический инструментарий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34643)3-32-97

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».