муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Золотая рыбка» (МАДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка») Согласовано Утверждено Советом Учреждения МАДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка» приказом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения (протокол от «30» августа 2022 №1) Согласовано педагогическим советом «Детский сад №10 «Золотая рыбка» от «30» августа 2022 №189 МАДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка» Директор_________________Н.В.Качур (протокол от «30» августа 2022 №1) Положение о кабинете учителя-дефектолога (тифлопедагога) 1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Золотая рыбка» города Мегиона (далее Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Уставом МАДОУ и другими локальными актами. 1.2. Кабинет учителя-дефектолога создается в Учреждении в целях оказания помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения зрения различной степени тяжести и его деятельность регламентируется ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», основами законодательства и нормативными документами Министерства образования РФ, Уставом МАДОУ. 1.3. В кабинете оказывается тифлопедагогическая помощь детям дошкольного возраста (3-7 лет) с различными нарушениями зрения. 1.4. Кабинет учителя – дефектолога создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-дефектолога, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя- дефектолога, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения. 1.5. Организационно-методическое руководство деятельностью кабинетом учителя – дефектолога осуществляет директором ДОУ, заместитель директора по ВОР. 2.Цели и задачи кабинета 2.1. Целью деятельности кабинета учителя - дефектолога является своевременная коррекция и компенсация нарушения зрительного восприятия и зрительных функций у детей дошкольного возраста. 2.2. Задачи кабинета учителя – дефектолога: социальная помощь детям дошкольного возраста с нарушениями зрения; проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий; консультативно-диагностическая работа; осуществление взаимосвязи между лечебно – восстановительной и коррекционно – педагогической работой с детьми с нарушениями зрения в Учреждении; оказание консультативной помощи родителям воспитанников, привлечение родителей к участию в коррекционно-педагогическом процессе, созданию условий для зрительного режима и благоприятного психологического климата в семье; пропаганда тифлопедагогических знаний. 2.3. Функции кабинета учителя –дефектолога: развитие зрительного восприятия и зрительных функций; социально – бытовая ориентировка; развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие зрительно – двигательной координации; активизация и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления); 2.4. Организация деятельности кабинета учителя- дефектолога. 2.4.1.Организация коррекционного процесса обеспечивается: своевременным обследованием детей; рациональным составлением расписаний занятий; планированием подгрупповой и индивидуальной работы; оснащением кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями; совместной работой учителя-дефектолога с воспитателями, педагогом - психологом, медперсоналом, музыкальным руководителем. 2.5. Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся в часы, предусмотренные графиком работы учителя – дефектолога. 2.6. Продолжительность занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой адаптированной образовательной программой дошкольного образования. 2.7. Количество детей, посещающих индивидуальные и подгрупповые занятия, составляет 10 человек на ставку. 3.Содержание и основные формы работы. 3.1 Кабинет учителя – дефектолога организует постоянную тифлопедагогическую работу с детьми Учреждения. Кабинет учителя – дефектолога в соответствии с поставленными задачами осуществляет деятельность по приоритетным направлениям: совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям; структурирование и динамическое наблюдение за деятельностью детей на занятиях и вне их; систематизация учебно-методического материала. Научно-методическая деятельность: выявление, изучение и обобщение на технологическом уровне педагогического опыта; организация обучения, проведение лекций, семинаров, курсов для работников Учреждения по вопросам использования в учебном процессе современных аудиовизуальных средств обучения и применения информационных технологий; осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих коррекционную работу; осуществление планово-прогностической деятельности для организации функционирования Учреждения в режиме развития (разработка концепции, комплексно-целевой программы Учреждения); адаптирование программ (вариативных, альтернативных), новых педагогических технологий и методик обучения в связи с обновлением содержания дошкольного образования; составление методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных методов и форм обучения, направленных на развитие зрительного восприятия, зрительных функций, зрительно-двигательной координации, социально-бытовой ориентировки, навыков пространственной ориентировки, активизации и развития высших психических функций у детей с нарушениями зрения. Информационно-методическая деятельность: формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации; обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников; содействие повышению квалификации педагогических работников; обеспечение фондов учебно-методической литературы. Организационно-методическая деятельность: участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, педагогических чтений и семинаров; сбор, обработка и анализ информации о результатах коррекционной работы; изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования. Диагностическая деятельность: изучение, подбор и разработка материалов по психолого-педагогической диагностике деятельности детей; изучение индивидуальных особенностей ребенка в процессе его развития; проведение диагностики на выявление степени готовности ребенка к обучению в школе; оценка результативности педагогического процесса в кабинете учителя – дефектолога. 3.2 Кабинет учителя –дефектолога Учреждения должен иметь следующие материалы: основополагающие и регламентирующие документы государственной политики в области образования; список образовательных сайтов для работы в Интернет; литературу, газетные публикации и журнальные статьи по актуальным вопросам тифлопедагогике и коррекционной педагогике; материалы справочного и рекомендательного характера по оформлению передового педагогического опыта, конкурсных работ; материалы публикаций педагогов; материалы профессиональных конкурсов; материалы открытых занятий, мероприятий; разработки семинаров, конференций и иных форм работы с педагогическим персоналом; разработанные педагогами программы кружков, разработки занятий к ним. 4. Организация работы 4.1.В период с 1 по 15 сентября учитель-дефектолог проводит психологопедагогическое и тифлопедагогическое обследование детей, с целью выявления уровня развития зрительного восприятия, наличия вторичных отклонений у детей с нарушением зрения, сбор медицинских и педагогических сведений о развитии детей; комплектование подгрупп; 4.2.В течение года: организация коррекционно-развивающей работы: комплектование подгрупп по диагнозу и уровню развития; оформление и ведение документации; консультативно-методическая работа с воспитателями групп, координирование работы педагогов Учреждения для проведения коррекционнопедагогической работы. 5.Оборудование кабинета 5.1. Оборудование рабочего места учителя-логопеда: Стол письменный Полка над столом Стул Книжный шкаф Шкаф для верхней одежды 5.2. Оборудование рабочего места воспитанников для индивидуальных и групповых занятий: Стол (детский) Стул (детский) Доска магнитная фронтальная Фланелеграф 5.3. Наличие документации Годовой план; Список детей с диагнозами; График и циклограмма работы учителя-дефектолога; Перспективный тематический план работы; Календарный план; Индивидуальные тифлопедагогические карты развития детей; Табель посещаемости детей индивидуальных и подгрупповых занятий; Расписание занятий; Программно-методические материалы Паспорт кабинета Кабинет учителя дефектолога имеет наглядно – игровые пособия для обеспечения коррекционно-развивающего процесса: пособия по развитию зрительного восприятия детей; пособия по развитию навыков ориентировки в пространстве; пособия по развитию зрительных функций; диагностический инструментарий.