СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели и задачи Программы Принципы и подходы к формированию Программы Планируемые результаты освоения Программы II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Календарно-тематическое планирование III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Паспорт программы Название программы Направленность программы Составитель Программы Основания для разработки программы Целевые группы Цель программы Задачи программы Организация образовательного процесса «Логоритмика» Логопедическая, художественно-эстетическая Пономарева Л.В., музыкальный руководитель. Шишкина Г.М., музыкальный руководитель. Тихова Т.П., музыкальный руководитель. Блохина Т.В., учитель-логопед. В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; 2019, № 30, ст.4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст.5343); Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Обучающиеся дошкольного возраста с 4 до 7 лет. Создание оптимальных педагогических условий для развития рече-двигательных, музыкально-двигательных навыков воспитанников, путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании слова и музыки, с учетом их индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья. *активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания; *развитие слухового и зрительного восприятия; *развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи; *формирование двигательных навыков; *формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно двигательной координации; *развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; *увеличение объема памяти; *развитие творческих способностей воспитанников; *формирование позитивного отношения к учебной деятельности. Срок реализации программы – 1 год. Количество занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут. Общее количество занятий в год – 96 занятий Срок освоения программы: 12 месяцев. Форма обучения – подгрупповая с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет до 5 человек. Ожидаемые результаты Группы формируются из разновозрастных детей. Программа включает: *движения под музыку; *упражнения на дыхание и артикуляцию; *пение звуков, слогов, песен; *упражнения, направленные на развитие зрительного, слухового внимания, пространственных представлений; *вариации музыкальных упражнений с использованием меняющегося темпа; *элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах; *музыкальные игры, танцевальные композиции. Для реализации программы используются: фортепиано; музыкальный центр; интерактивное оборудование; дидактический материал; фото и видео ряд; атрибуты для танцев, игр, упражнений; детские музыкальные инструменты; элементы театральных костюмов. *улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти; *улучшение результатов диагностик развития речи; *сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии с музыкой и словами; *положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей; *снижение уровня двигательного беспокойства; *улучшение двигательной координации; *нормализация эмоционального фона. Пояснительная записка Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Средством, способным помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, является искусство. Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. В 1930-е гг. лечебная ритмика начинает использоваться в логопедических учреждениях, закладываются основы целого направления реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения речи, - логопедической ритмики. Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребенку с проблемами проявляются, прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в основе которой лежит связь между словом(речью), музыкой и движением. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, взрослых, вызывают согласованную реакцию всего организма человека (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоциональноположительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма. Логопедическая ритмика изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений. Логопедическая ритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом, которая состоит из двух основных направлений. Первое развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание личности, характера. Второе направление связано с коррекцией речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.д. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с ОВЗ костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Виды логоритмической работы различны: упражнения, игры со словом, движения, песни, инсценировки. Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевыми нарушениями. Содержание и реабилитационная направленность логопедической ритмики определяются возрастом ребенка, состоянием его двигательной и речедвигательной функции, характером нарушения. Несмотря на выраженное разнообразие в психических и поведенческих проявлениях, дети с расстройствами аутистического спектра имеют общие особенности, характерные для эмоционально-волевой и познавательной сферы, межличностных отношений и личности в целом. Особенности эмоционально-волевой сферы проявляются у детей с аутизмом вскоре после рождения. Данная сфера неразрывно связана с ранним аффективным развитием ребенка, нарушение которого отмечается у всех детей с аутизмом. Нарушение эмоциональной сферы проявляется в отсутствии важной системы взаимодействия с окружающими – комплекса оживления. Для аутичных детей характерно отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной реакции на эмоции других людей. Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков РАС. Проявления речевых нарушений при расстройстве аутистического спектра чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Познавательные процессы детей с аутизмом очень своеобразны. В развитии мышления отмечаются серьезные трудности целенаправленного разрешения задач, возникающих в реальной жизни. Особую трудность представляет овладение произвольной деятельностью с определенной целью. Детям трудно отвлечься от непосредственных впечатлений, от сенсорно привлекательных предметов, поэтому учебная деятельность вызывает большие затруднения, отмечается пассивность и невнимательность ребенка на занятии. Одной из форм, способной помочь детям с ОВЗ в развитии двигательных кинестезий, речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, является логоритмика. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья создана программа «Логоритмика». Данная программа регламентируется: 1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012; 2. Приказ Минпросвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 5. Приказ Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». I.Целевой раздел Данная программа обеспечивает создание специальных условий для получения дополнительного образования обучающимися: структура занятия, обеспечивает профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения; используются специальные приемы и методы обучения; дифференцируются требования к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся; соблюдается оптимальный режим нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик; используются здоровьесберегающие и коррекционно-оздоровительные технологии, направленные на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем. Цель программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка с ОВЗ посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи. Задачи программы: *коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с РАС; *охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с РАС, в том числе их эмоционального благополучия; *активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания; *развитие слухового и зрительного восприятия; *развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи; *формирование двигательных навыков; *формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно двигательной координации; *развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; *увеличение объема памяти; *развитие творческих способностей воспитанников; *формирование позитивного отношения к учебной деятельности. Основные принципы построения и реализации программы: *принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка); *принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг; *принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе; *принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения; *принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. *принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Развитие и обучение детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы; Занятия по дополнительной программе «Логоритмика» направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логопедическая ритмика включает в себя: *различные виды движений; *упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; *упражнения, регулирующие мышечный тонус; *речевые упражнения с музыкальным сопровождением и без него; *упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; *ритмические упражнения; *пение; *игра на детских музыкальных инструментах; *снижение психоэмоционального и телесного напряжения; *упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры с пением, с предметами *логопедические распевки, песни и стихи, сопровождаемые движения рук, для развития плавности речи, памяти, слуха. Планируемые результаты. В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного образования. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности обучающихся дошкольного возраста, с ОВЗ с учетом сенситивных периодов в развитии. Обучающиеся с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития личности, поэтому целевые ориентиры программы должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. Реализация образовательных целей и задач программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства. Целевые ориентиры. *Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти; *улучшение результатов диагностик развития речи; *сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии с музыкой и словами; *положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей; *снижение уровня двигательного беспокойства; *улучшение двигательной координации; *нормализация эмоционального фона. II. Cодержательный. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий 1 Сентябрь Май 36 72 2 раза в неделю по 30 мин. Форма обучения – очная. Занятия проводятся в музыкальном зале, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет до 5 человек. Учитывая специфику нозологии РАС, предлагается схема построения каждого занятия, сочетающая развитие и коррекцию неречевой (слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, оптикопространственные представления, общая моторика и др.) и речевой сфер (темп и ритм дыхания и речи, фонематический слух, оральный праксис и др. Характеристика и возрастные особенности детей с РАС Детей с ранним детским аутизмом отличает снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Для таких детей типичны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояния других людей, связи происходящих событий, в построении целостной картины мира, присутствует фрагментарность в восприятии и понимании происходящего. Характерна стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними, поглощённость однообразными - стереотипными действиями. Игра аутичного ребенка сводится обычно к манипуляциям с предметами, чаще всего отсутствуют даже зачатки сюжетной игры. Такие дети плохо могут организовать себя, у них слабо развита функция регуляции и контроля поведения, при повышении активности они легко срываются в генерализованное возбуждение. Характерна так же особая задержка и нарушение развития речи, особенно её коммуникативной функции. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и, прежде всего, это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации образовательной деятельности детей с РАС. Для детей с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации. Сентябрь Особенности организации и проведения логоритмических занятий для детей с РАС Для проведения логоритмических занятий должны соблюдаться следующие методические требования: *занятия следует проводить поэтапно, уделяя особое внимание интересам и желанию ребенка; *каждое занятие обыгрывается с учетом аффективных интересов ребенка; *обязательно четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятий, соблюдение определенной последовательности занятий. * в ходе каждого занятия следует использовать поощрение и эмоциональносмысловые комментарии. Схема занятия: I часть – подготовительная. Ходьба, различные ее виды. Музыкально-ритмические движения. II часть – основная Упражнения на развитие дыхания, развитие голоса. Пение, подпевание. Игра, танцевальные композиции. III часть – заключительная Релаксация. Примерное календарное планирование Месяц Вид деятельности Репертуар Программное Количество содержание часов Приветствие М.Мельник Создавать положительный Музыкально«Зашагали настрой. Формировать ритмические ножки» двигательные умения. движения. Пальчиковые, И.Галянт «Наши Развивать мелкую и крупную жестовые игры, палочки» моторику рук, ритмический упражнения с Н.Марютина слух воспитанников клавесами, и др «Мешочек» предметами Подпевание, пение. Н.Марютина Тренинг артикуляционного «Под Дождем» аппарата, вызывание звукокомплексов и гласных звуков, побуждать подпевать отдельные слова. Игра на Оркестр Формировать желание музыкальных «Осенняя подыгрывать на музыкальных инструментах. полечка» рус.нар инструментах мел. Танцевальные «Танец осенних Развивать чувство ритма и композиции, игры. дождинок» двигательные способности детей Октябрь Месяц Вид деятельности Приветствие Музыкальноритмические движения. Репертуар «Приветственная песенка» Н. Марютина Программное Количество содержание часов Способствовать установлению эмоционального контакта и межличностного взаимодействия. Пальчиковые, жестовые игры, упражнения с клавесами, и др предметами Артик. гимнастика Подпевание, пение. «Барабанить хочу» Н.Марютина я Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками. «Под дождем», Развитие артикуляционного «Ворона» праксиса, работа над Н. Марютина переключением и удержанием артикуляционных поз. Побуждать подпевать отдельные слова. Игра на Осенний оркестр Стимулировать активность музыкальных С листочками. ребёнка, развивать мелкую инструментах. моторику рук, зрительное и слуховое внимание Танцевальные Игра «Зонтик Развивать слуховое внимание композиции, игры. озорной» детей. Учить реагировать на смену частей музыки. Ноябрь Месяц Вид деятельности Программное Количество содержание часов Приветствие «Зарядка» Развивать координацию в МузыкальноН.Марютина пространстве, способствовать ритмические установлению движения. эмоционального контакта и межличностного взаимодействия. Пальчиковые, «Прятки» Развивать тонкие движения жестовые игры, И.Галянт пальцев упражнения с «Тихо-тихо рук. клавесами, и др кулачком» Развивать переключаемость предметами Н.Марютина движений. Артик. гимнастика «Зарядка для Развитие артикуляционного Подпевание, пение. язычка» праксиса, работа над Н.Марютина переключением и удержанием артикуляционных поз. Игра музыкальных инструментах. Танцевальные композиции, игры. Репертуар на «Снежная баба» Картушина Стимулировать активность ребёнка, развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание Развивать слуховое внимание, Общую моторику. Карта показателей образовательных достижений воспитанника. МОНИТОРИНГ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МОНИТОРИНГ ПРОИЗНОСИТЕ ЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ Имя Восприятие ребенка и воспроизве дение ритма. Состояние общей моторики Точность движений Сентябрь Май Сент. Май Темп Координация движений. движений Сент. Май Сент . Май Состояние мелкой моторики. Точность движений Сент. Май Темп движений. Сент. Май Сентябр ь Май Основной метод диагностики – наблюдение во время учебного процесса за воспитанниками. III. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Материально-технические условия ДОУ обеспечивают возможность достижения воспитанником с РАС планируемых результатов освоения программы, выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, пожарной безопасности и электробезопасности, охраны здоровья воспитанников и охране труда работников. В учреждении созданы необходимые условия для организации работы по художественноэстетическому развитию детей с РАС и организации самостоятельной музыкальной деятельности. Для организации музыкальной деятельности определено помещение, имеется пианино. По разделу слушания используется мультимедийное оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска, для просмотра презентаций, видеофрагментов. Визуальные и аудиовизуальные средства обучения и воспитания, представленные в учреждении, включают: иллюстрации, наглядные пособия, а также мультфильмы, кино- и видеофильмы, презентации по разделу игры на музыкальных инструментах используются музыкальные инструменты: шумовые, струнные, ударные, ударно - мелодические, ударно - клавишные, духовые. Материально-техническое Методическое обеспечение обеспечение 1. Музыкальный инструмент - фортепиано, 1. Информационная и справочная музыкальный центр, детские музыкальные литература. инструменты, атрибуты для игр и упражнений, флажки, стулья, микрофон, звукоусилительная аппаратура, колонки, шумовые игрушки, массажные и резиновые мячики, 2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель. 2. Методическая литература 3. Записи фонограмм детских песен, классических 3. Наглядные пособия произведений. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003; 2. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ; 3. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г; 4. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П, Музыкальная палитра, 2012; 5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко; 6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской; 7. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П, Музыкальная палитра, 2014; 8. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009; 9. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 41 лет. М., «ТЦ фера», 2010г. 10. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг 11. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг 12. И.Г. Галянт «Палочки-стукалочки». Учебно-методическое обеспечение Игры с клавесами Игра с палочками «Дождик» 1,2,3,4,5! Вышел дождик погулять. /стучат палочкой о палочку И пошел на тонких ножках он в резиновых сапожках. /поочередно по полу По дорожкам топ-топ, по асфальту шлеп-шлеп./двумя палочками по полу И по / один раз палочкой о палочку Лужам /один раз двумя палочками о пол Прыг-/ один раз палочкой о палочку Скок. /один раз двумя палочками о пол И помчался наутек! /быстро палочками поочередно по полу Игра с палочками Вы скачите палочки, как солнечные зайчики./ поочередно стучат палочками по полу Прыг- / один раз палочкой о палочку скок, / двумя палочками по полу или столу Прыг- / один раз палочкой о палочку скок, / двумя палочками по полу или столу Прискакали на лужок./ палочками поочередно. Правой ножкой: топ-топ, / правой рукой Левой ножкой: топ-топ, /левой рукой На головку сели, /ставят палочки на голову Песенку запели. / палочкой о палочку Игра с палочками «Мушки» Прилетели мушки, /круговые движения палочками в воздухе Превратились в ушки. /приставляют палочки к голове Ква-ква – в лягушки, /прыгают одновременно палочками по полу Стук – в колотушки. /стучат палочкой о палочку Топ – в топотушки, /стучат одновременно палочками по полу И в потягушки. /потянуться вверх Игра с палочками «Тук-ток» Туки-ток, туки-ток, /стучат палочкой о палочку Сколочу себе мосток. /делают из палочек мостик Разукрашу серебром, /рисуют узоры в воздухе Через мост поеду в дом. /поочередно шагают палочками Вы по мостику идите, /поочередно шагают палочками Ко мне в гости заходите./ развести руки в стороны "Гвозди и молоток" (И. Галянт) Гвозди и молоток (Зажимаем клавесы в кулачки, показываем правую руку и левую руку.) Построили мосток, (Стучим клавесами друг о друга крест-накрест.) Мы по мостику пойдём (Стучим по коленям по очереди то правой, то левой рукой.) И друзей себе найдём. (Стучим клавесами друг о друга торцами.) "Скачите палочки" (И. Галянт) Вы скачите палочки как солнечные зайчики. (Зажимаем клавесы в кулачки, стучим по коленям по очереди то правой, то левой рукой.) Правой ножкой топ-топ, (Стучим по коленям правой рукой.) Левой ножкой топ-топ, (Стучим по коленям левой рукой.) На головку сели, (Ставим клавесы на голову, "как ушки".) Песенку запели. (Стучим клавесами друг о друга крест-накрест.) "Ножки" (И. Галянт) Ножки, ножки, вы шагали? Мы шагали, мы шагали. (Зажимаем клавесы в кулачки, стучим по коленям по очереди то правой, то левой рукой.) Ножки, ножки, вы бежали? Мы бежали, мы бежали. (Стучим по коленям по очереди то правой, то левой рукой в быстром темпе.) Ножки, ножки, вы скакали? Мы скакали, скакали. (Стучим по коленям одновременно правой и левой рукой.) Ножки, ножки, танцевали? Танцевали, танцевали. (Стучим клавесами друг о друга крест-накрест.) Ножки, ножки, вы устали? Мы устали, мы устали. (Катаем клавесы по коленям.) Ножки, ножки, отдыхали? Отдыхали, отдыхали (Опустили руки с клавесами вдоль туловища.) И опять всё начали.