Дополнительная образовательная программа В стране занимательной математики для детей дошкольного возраста

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.

Паспорт программы…………………………………………………………………….3
Актуальность……………………………………………………………………………5
Отличительные особенности программы …………………………………………….6
Перспективный план …………………………………………………………………..10
Литература……………………………………………………………………………...31

1. Паспорт программы
Название программы
Направленность программы
Составитель Программы
Основания для разработки
программы

Целевые группы
Цель программы

Задачи программы

«В стране занимательной Математики»
Естественнонаучная
Селиверстова Елена Юрьевна, воспитатель
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; 2019, № 30,
ст.4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4
Положения о Министерстве просвещения Российской
Федерации,
утвержденного
постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г.
№ 884 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2018, № 32, ст.5343);
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Обучающиеся дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Создание
условий
для
повышения
уровня
математического развития.
Формирование познавательных способностей детей
старшего дошкольного возраста на основе развития
логических структур мышления.
Выравнивание
стартовых
условий
будущих
первоклассников к началу обучения в школе.
Формировать мотивацию учения, ориентированную на
удовлетворение познавательных процессов, радость
творчества.
Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение,
обобщение, распределение предметов в группы, синтез,
конкретизация, классификация, аналогия.
Развивать
логическое
мышления,
фантазию,
воображение, творческие способности.
Совершенствовать произвольное внимание, память;
Развивать умения аргументировать свои суждения и
умозаключения на основании приобретённых знаний,
строить простейшие умозаключения.
Воспитывать стремление к приобретению новых
знаний и умений.

Организация образовательного
процесса

Ожидаемые результаты

Срок реализации программы – 1 год.
Количество занятий – 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий – 30 минут.
Общее количество занятий в год – 96 занятий
Срок освоения программы: 12 месяцев.
Форма занятий – групповая
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип
группового обучения с индивидуальным подходом.
Наполняемость в группах составляет не более 10 человек.
В занятия включены развивающие игры: «Логические
блоки Дьенеша», Палочки Кюизенера, Игры Воскобовича,
Танграм.
Совершенствование умения обдумывать и планировать
свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами, проверять результат своих
действий, аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
Формирование основных мыслительных действий:
анализ,
синтез,
обобщение,
классификация,
абстрагирование.
Развитие психических процессов: памяти, внимания,
мышления, воображения, речи, пространственного
восприятия.
Повышение элементов логической и алгоритмической
грамотности, математических способностей.
Расширение представления о математических понятиях:
множестве, числе, величине, форме, пространстве и
времени, математической терминологии.
Выработка навыков элементарного самоконтроля и
саморегуляции, взаимодействия детей друг с другом,
согласовывание своих действий с действиями сверстников
и взрослого.

2. Актуальность
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее
запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой
обстановке, лучше подготовлены к школе. Современные требования к дошкольному
образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость
использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы
познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она
оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения
программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и
последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное
напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет
немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая

любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее
реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость
повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение
детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом
запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя
возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более
успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное
обучение.
Актуальность разработки дополнительной образовательной программы «В стране
занимательной Математики» обусловлена поиском путей совершенствования процесса
математической подготовки к обучению детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки
детей к школе, заказом родителей.
Новизна программы
Новизна программы «В стране занимательной математики» заключается в том, что
педагогическая технология предусматривает знакомство детей с математическими
понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а
постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных
признаков.
Дополнительная образовательная программа «В стране занимательной математики»:
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной
направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными
представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых
ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации
математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения,
задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают
совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами
натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают
внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к
познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только
чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее
реализации математические занятия, органично вписываясь в единое образовательное
пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и
неотъемлемым компонентом, способствующим естественно-научному развитию детей.
В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных
методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и
практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной
деятельности на занимательном математическом материале.
Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания,
радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с
радостью, привить вкус к учению.

Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом
в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям
физиологии и психологии ребёнка. Возрастные особенности дошкольников определили
насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому
основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры,
необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно
переросла в радость учения. В работе больше используются задачи-шутки, загадки,
считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания,
задания на развитие логического мышления и др. На изучение каждой темы отводится
определённое количество времени, необходимое для ее полного усвоения, при этом
учитывается содержание и степень сложности материала. Наглядные пособия, раздаточный
материал, печатные задания служат как для объяснения нового материала, так и для
контроля, за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания,
дорисовывания, выделение цветом, сравнение предметов по признакам.
3. Отличительные особенности программы
Дополнительная образовательная программа «В стране занимательной математики»
является адаптационной, разработанной на основе программ «Логика. Программа развития
основ логического мышления у старших дошкольников» сост. Корепанова М.В.,
«Математика до школы» сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М.,
Непомнящая Р.Л. и учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных
способностей детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не
бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.
Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход
к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.
В основу работы по программе положены следующие принципы:
– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень
его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий
выполнение математических заданий различной степени сложности);
– проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной
интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов
математического
развития
детей
в
зависимости
от
индивидуальных
и
психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной
обстановки, вера в силы ребенка;
– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего
математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой
форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических
понятий. На занятиях активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие
логического мышления детей, развивающие игры, увлекательные игры и упражнения с
цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Занятия проходят в форме веселого путешествия в страну Математику, где управляют
королева Логика, король Вопрос, принцесса Задача и принц Ответ. Сказочные персонажи

учат рассуждать, запоминать, сравнивать, обобщать, выполнять действия по порядку,
находить решения поставленных задач, давать полные ответы.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию
психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка
и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных
задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые
оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения
доказывать правильность суждений, умение владеть умственными операциям. Много
внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса.
Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться
объяснить. Формируются важные качества личности, необходимые в школе:
самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается
усидчивость.
Программа способствует практической подготовки детей к обучению в начальной школе.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении,
способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов,
когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно,
когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Приобщать ребенка к
игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия
способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной
деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению
математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но
ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и
осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя
действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.
Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную,
не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физкультминутки.
Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного
доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения. Кроме
того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и
дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими
детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим
раздаточным материалом, пользоваться тетрадью. Использование специально отобранного
материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к
обучению в школе.
Занятия строятся на принципах развивающего обучения, которые реализуются через
организацию диалогового общения, освоение ребенком способов познавательной
деятельности, предпосылок учебной деятельности. Одним из наиболее значимых
компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования
логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» —
игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в
процессе игры дошкольники считают, вычисляют, сравнивают предметы, занимаются
конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят

играть. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле
математического развития.
Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование
заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного
характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые
помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.
В формировании у детей математических представлении широко используются
занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью
постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какоголибо литературного сказочного героя. Роль педагога в этом процессе — поддерживать
интересы детей.
Обучая старших дошкольников в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от
игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть
радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко
осваивать новое.
На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логикоматематических представлений и умений, основанная на использовании игр. Особая роль
при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход
позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
В результате освоения программы у детей формируются следующие основные
умения:
1. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных
предметов и совокупностей.
2. Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь
между частью и целым.
3. Умение находить части целого и целое по известным частям.
4. Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар,
уравнивать их двумя способами.
5. Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться порядковыми и количественными числительными.
6. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
7. Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее
числа.
8. Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
9. Умение соотносить цифру с количеством предметов.
10. Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки,
располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины,
ширины, высоты.
11. Умение узнавать и называть квадрат, круг, полукруг, треугольник, прямоугольник,
ромб, трапеция.
12. Умение узнавать и называть геометрические формы: куб, шар, цилиндр, конус,
пирамида, эллипсоид.

13. Умение определять и называть углы: острый, тупой, прямой; точку, отрезок, луч,
ломаную, прямую и кривую линии.
14. Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять
целые фигуры из частей.
14. Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
15. Умение называть части суток, последовательность дней в неделе,
последовательность месяцев в году.
16. Умение составлять и решать задачи, выделять условие, вопрос и ответ.
17. Умение определять состав числа первого десятка.
18. Умение ориентироваться на листе в клетку, писать графический диктант.
19. Умение слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения
различных задач, умения работать в парах.

4. Перспективный план дополнительной образовательной программы для детей 5-7 лет «В стране занимательной математики»

1 неделя

№
п./
п.

Оборудование
Тема

Программное содержание:

«Волшебство
начинается».
Вводное занятие
«Для чего нужна
математика?».

октябрь
Познакомить и дать общее понятие об элементарных математических
представлениях. Рассказать об истории появления математической науки.
Определить важность математической науки в жизни человека.
Формировать основы математических представлений , закрепить
знания о известных математических понятий , развивать внимание,
память, логическое мышление, вызвать у детей интерес к математике.

2 неделя

Формировать представление о цифрах и числах от 1 до 5, умение соотносить
число с цифрой, находить нужную цифру среди других , упражнять в
«Веселый счет.
порядковом и количественном счете до 5; закреплять умение сравнивать две
Цифры и числа от 1
группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или
до 5»
убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться на листе бумаги.

«Геометрические
фигуры и формы.
Круг. Квадрат.
Шар. Куб.»

Формировать представления о геометрических фигурах круг, квадрат, ;
геометрических формах: шар, куб, умение выявлять отличительные признаки
фигур и форм, определять сходства и различия между геометрическими
фигурами и геометрическими формами, классифицировать фигуры по:
величине цвету, форме, упражнять в счете в пределах 10, закрепить умение
составлять изображения из геометрических фигур.
Развивать память, логическое мышление, внимание, умение составлять целое
из частей.
Воспитывать активную любознательность.

Персонажи: Королева Логика,
Король Вопрос, Принцесса
Задача, принц Ответ.
Лента цифр, набор
геометрических фигур и
геометрических форм, набор
математических знаков. Гномы –
дни недели. Набор
«Бабочки»(цвета).
Лента цифр, цифры от 1 до 5,
счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Палочки Кюизенера.»
«Цветные колечки»
Набор геометрических фигур и
геометрических форм.
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши.
« Логические блоки Дьенеша».
«Конструктор-лабиринт с
шариками».

3 неделя

«Веселый счет.
Число и цифра 6»

«Знакомство с
математическими
знаками «+», «-»,
«=». Цифра и число
«0».»

«Геометрические
фигуры и формы.
Треугольник.
Конус.»
Конструирование
«Волшебный
город»

Познакомить с образованием числа 6 и цифрой 6; формировать
представления о количественном составе числа 6 из единиц. Учить считать
до шести, различать запись числа шесть и соотносить ее с
шестью предметами;
Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 6, прямой и
обратный счет, знание цифр в пределах 6.
Тренировать умения сравнивать количество путем пересчета, соотносить
цифры 1-6 с количеством.
Развивать усидчивость, внимание, мышление, сообразительность, память
Воспитывать, любознательность, активность, самостоятельность,
целеустремлённость. Поддерживать желание и интерес играть в игры с
математическим содержанием.

Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Палочки Кюизенера»
«Бусы-вкладыши»

Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и
Формировать понятие о цифре и числе 0. Познакомить с математическими
демонстрационный), набор
знаками «+» , «-»,«=», понятием сложение и вычитание. продолжать учить
математических знаков, карточки
соотносить число и цифру закреплять навыки прямого и обратного счета,
Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание. Вызвать у с печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
детей интерес к решению примеров, расширить кругозор детей.
карандаши.
Воспитывать самостоятельность, качества товарищества и взаимопомощи.
«Палочки Кюизенера»
«Шнуровка – бусы»
Формировать представления о геометрических фигурах и формах:
Набор геометрических фигур и
треугольник, конус, пирамида; умение выявлять отличительные признаки
геометрических форм.
фигур и форм, определять сходства и различия между геометрическими
Карточки с печатными
фигурами и геометрическими формами, классифицировать фигуры по:
заданиями на каждого ребенка,
величине, цвету, форме, упражнять в счете в пределах 10, закрепить умение
цветные карандаши.
конструировать по представлению, используя детали конструктора
«Логические блоки Дьенеша».
«Строитель».
Конструктор «Строитель»
Развивать память, логическое мышление, внимание, конструктивные навыки.
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки
выполненной работы.

4 неделя

«Измерение и
величина.
Сравнение
предметов по
длине.»

1 неделя

«Геометрические
фигуры и формы.
Овал. Круг. Шар.
Цилиндр.»

«Веселый счет.
Число и цифра 7.»

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в
счёте в пределах 10; формировать умение видоизменять фигуру путём
добавления счётных палочек, различать величину «длинный, короче, еще
короче, самый короткий». Познакомить с написанием графического
диктанта.
Развивать ориентацию на листе бумаги, внимание, логическое мышление.
Вызвать у детей интерес, расширить кругозор детей.
Формировать представления о геометрических фигурах и формах: круг, овал,
шар, цилиндр; умение выявлять отличительные признаки фигур и форм,
определять сходства и различия между геометрическими фигурами и
геометрическими формами, классифицировать по: величине, цвету, форме,
упражнять в счете в пределах 10, закрепить умение находить заданную
фигуру среди других.
Развивать память, логическое мышление, внимание, конструктивные навыки.
Подготавливать мелкую моторику пальцев рук к письму, глазомер в
штриховке фигур.
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно
ноябрь
Познакомить с образованием числа 7 и цифрой 7; формировать
представления о количественном составе числа 7 из единиц, умение
соотносить количество предметов с числом. Закреплять навыки счета в
пределах 7. Повторить порядковый счёт и обратный счет.
Развивать усидчивость, внимание, мышление, сообразительность, память,
мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать, любознательность, активность, самостоятельность,
целеустремлённость. Поддерживать желание и интерес играть в игры с
математическим содержанием.

Мультфильм «38 попугаев»
Различные виды мерок, для
измерения длины, полоски
(демонстрационные и
индивидуальные).
Листы в клетку, простые
карандаши на каждого ребенка.
«Счетные палочки».
«Пирамидка «Башенки»
Набор геометрических фигур и
геометрических форм.
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши.
«Логические блоки Дьенеша».
«Конструктор-лабиринт с
шариками».
«Пирамидка «Балансир»

Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Палочки Кюизенера»
«Мозаика»

2 неделя

«Измерение длины.
Понятие
сантиметр».

Геометрические
фигуры и формы.
Квадрат.
Прямоугольник.
Четырехугольник.
Параллелепипед.»

«Веселый счет.
Число и цифра 8.»

Познакомить детей с основной единицей измерения длины сантиметром., учить измерять предметы при помощи линейки, сравнивать
полученные результаты; закрепить понятия длина, ширина, высота.
Развитие мышления, пространственного воображения, внимания, умения
работать в группе, паре, самостоятельно делать выводы.
Воспитание интереса к занятию математикой. Вызвать желание работать в
коллективе.

Формировать представления о геометрических фигурах и формах: квадрат,
прямоугольник, параллелепипед; умение выявлять отличительные признаки
фигур и форм, определять сходства и различия между геометрическими
фигурами и геометрическими формами, классифицировать по: величине,
цвету, форме, упражнять в счете в пределах 10, закрепить умение находить
фигуру по словесному описанию. Учить из счетных палочек составлять
квадрат, прямоугольник.
Развивать память, логическое мышление, внимание, конструктивные навыки.
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно
Познакомить с образованием числа 8 и цифрой 8; формировать
представления о количественном составе числа 8 из единиц. Учить считать
до восьми, различать запись числа восемь и соотносить ее с восемью
предметами;
Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 8, прямой и
обратный счет, знание цифр в пределах 8.
Тренировать умения сравнивать количество путем пересчета, соотносить
цифры 1-8 с количеством.
Развивать усидчивость, внимание, мышление, сообразительность, память
Воспитывать, любознательность, активность, самостоятельность,
целеустремлённость. Поддерживать желание и интерес играть в игры с
математическим содержанием.

Полоски для измерения,
(демонстрационные и
индивидуальные). Линейка
демонстрационная.
Листы в клетку, простые
карандаши на каждого
ребенка,линейка.
«Палочки Киюзенера».
«Счетные палочки»
«Пирамидка «Башенки»
Набор геометрических фигур и
геометрических форм.
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши.
«Логические блоки Дьенеша».
Сортеры «Геометрики»
«Счетные палочки»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Палочки Кюизенера»
«Бусы-вкладыши»

3 неделя
«Решение задач»

4 неделя

«Такие разные
линии. Точка.
Линия. Прямая и
кривая линии.»

«Веселый счет.
Число и цифра 9.»

Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
Формировать умение составлять и решать арифметические задачи на
(индивидуальный и
сложение и вычитание, записывать их решение с помощью цифр и знаков;
демонстрационный), набор
давать развернутый ответ на вопрос задачи; умение выделять в задаче
математических знаков ,наборы
условие, вопрос, решение, ответ. Учить ориентироваться на листе бумаги в
игрушек для составления задач,
клетку.
карточки с печатными заданиями
Развивать внимание, речь, логическое мышление, способность
на каждого ребенка, цветные
аргументировать свои высказывания.
карандаши.
Воспитывать интерес к науке-математике, желание заниматься и узнавать
«Набор игрушек»
новое.
«Игры- пазлы»
Лента цифр, набор карточек с
Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях;
отрабатывать умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее разными видами линий,
карточки с печатными
и последующее числа. закреплять навыки прямого и обратного счета в
заданиями, цветные карандаши,
пределах 10;
Развивать произвольное внимание, самоконтроль, умение решать логические линейка на каждого ребенка.
«Игра -лабиринт».
задачи, умение свободно ориентироваться на плоскости
«Счетные палочки»
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять заданные
Игры Воскобовича «Геоконт»
упражнения; усидчивость и навыки коллективной работы;
Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9; формировать
представления о количественном составе числа 9 из единиц. Учить считать
до девяти, различать запись числа девять и соотносить ее с девятью
предметами;
Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, прямой и
обратный счет, знание цифр в пределах 9.
Тренировать умения сравнивать количество путем пересчета, соотносить
цифры 1-9 с количеством.
Развивать усидчивость, внимание, мышление, сообразительность, память
Воспитывать, любознательность, активность, самостоятельность,
целеустремлённость. Поддерживать желание и интерес играть в игры с
математическим содержанием.

Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Палочки Кюизенера»
« Шнуровка – бусы»

1 неделя

« Геометрические
фигуры и формы.
Трапеция.
Пирамида.»

« Веселый счет.
Число и цифра 10.»

« Геометрические
фигуры и формы.
Острый угол.
Тупой угол .»

Формировать представления о геометрических фигурах и формах: трапеция,
пирамида;, умение выявлять отличительные признаки фигур и форм,
определять сходства и различия между геометрическими фигурами и
геометрическими формами, классифицировать по: величине, цвету, форме,
упражнять в счете в пределах 10, закрепить умение находить фигуру по
словесному описанию. Учить из счетных палочек составлять трапецию.
Развивать память, логическое мышление, внимание, конструктивные навыки.
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно
декабрь
Познакомить с образованием числа 10 и цифрой 10; формировать
представления о количественном составе числа 10 из единиц. Учить считать
до девяти, различать запись числа девять и соотносить ее с десятью
предметами;
Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 10, прямой и
обратный счет, знание цифр в пределах 10.
Тренировать умения сравнивать количество путем пересчета, соотносить
цифры 1-10 с количеством.
Развивать усидчивость, внимание, мышление, сообразительность, память
Воспитывать, любознательность, активность, самостоятельность,
целеустремлённость. Поддерживать желание и интерес играть в игры с
математическим содержанием.

Познакомить детей с понятием «угол», дать представление о тупом и
остром угле. Учить чертить произвольные углы с помощью линейки
Закрепить счет и цифры от 1 до 10 и обратно; вертикальное и
горизонтальное положение, умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику кисти, усидчивость.

Набор геометрических фигур и
геометрических форм.
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши.
«Логические блоки Дьенеша».
Сортеры «Геометрики»
«Счетные палочки»
«Пирамидки»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Палочки Кюизенера»
«Мозаика»

Набор карточек «Какие бывают
углы», набор геометрических
фигур, на каждого ребенка:
линейка, цветные карандаши,
листы.
«Игра Танграм»
«Болтики и гайки»
Игры Воскобовича «Геоконт»

2 неделя
Знакомство с
математическими
знаками «<», «>»,
«=».

3 неделя

« Геометрические
фигуры и формы.
Ромб .»

«Ориентировка во
времени и
пространстве»

Сформировать представление о знаках меньше «<», больше «>», умение
использовать их для записи результата сравнения по количеству групп
предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на
предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и
на сколько;
Закрепить умения сравнивать рядом стоящие числа на основе сравнения
конкретных множеств, получать равенство из неравенства, добавляя
к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества
один предмет;
Развивать восприятие, внимание, умение анализировать
и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;
Воспитывать интерес к математике; дружеские взаимоотношения между
детьми, прививать навыки самостоятельной работы;
Формировать представления о геометрических фигурах и формах: ромб;,
умение выявлять отличительные признаки фигур и форм, определять
сходства и различия между геометрическими фигурами и геометрическими
формами, классифицировать по: величине, цвету, форме, упражнять в счете в
пределах 10, закрепить умение находить фигуру по словесному описанию.
Учить из счетных палочек составлять ромб.
Развивать память, логическое мышление, внимание, конструктивные навыки.
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно
Упражнять детей в правильном понимании характеристики пространства:
справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади, над, под; учить свободно
ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях
между ними и предметами; закреплять умения решать логические задачи на
основе зрительно воспринимаемой информации; упражнять в написании
графического диктанта.
Развивать умение передвигаться в указанном направлении, располагать и
перемещать предметы, произвольное внимание, самоконтроль, ориентировку
на листе бумаги в клетку.

Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), набор
математических знаков ,карточки
с печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Палочки Кюизенера»
«Игра «Цветные колечки»

Набор геометрических фигур и
геометрических форм.
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши.
«Логические блоки Дьенеша».
Сортеры «Яйца»
«Счетные палочки»
Игрушки для счёта, карточка с
геометрическими фигурами,
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши
геометрические фигуры, лист
белой бумаги.
«Игры-пазлы»
«Игра Танграм»

Воспитывать у детей чувство уверенности в себе, умение считаться с
интересами и с желаниями других.

4 неделя

Состав числа от 1
до 5 . Знаки «+», «», «=».

Состав числа от 1
до 5. Знаки «<»,
«>», «=».

Такие разные
линии. Отрезок.
Луч.»

Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Домики» (Игра «Засели
соседа»)
«Палочки Кюизенера»
«Бусы-вкладыши»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
Формировать понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного
(индивидуальный и
числа; Закрепить умение сравнивать два числа, используя знаки >,<,=.;
демонстрационный), карточки с
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
печатными заданиями на
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
каждого ребенка, цветные
умению аргументировать свои высказывания;
карандаши.
Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников, посредством
«Домики» (Игра «Засели
развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить
соседа»)
собственное суждение
«Счетные палочки»
«Мозаика»
Лента цифр, набор карточек с
Сформировать первичные понятия об отрезке и луче как части прямой; о их
разными видами линий,
сходстве и различии; совершенствовать умения выполнять простейшие
карточки с печатными
геометрические построения; Продолжать учить писать графический диктант.
заданиями, цветные карандаши,
Развивать умение грамотно называть луч, прямую, отрезок; творческое
линейка на каждого ребенка.
математическое мышление, коммуникативные качества учащихся, умение
«Игра -лабиринт».
работать индивидуально и в коллективе.
«Пирамидки»
Воспитывать познавательный интерес, аккуратность при выполнении
«Счетные палочки»
геометрических построений.
Познакомить с составом чисел от 1 до 5 из двух меньших чисел; учить
называть соседей числа .Продолжить учить детей
самостоятельно составлять и решать примеры на сложение и вычитание в
пределах 5, на наглядном материале; записывать, пользуясь знаками «+», «», «=»; продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в
клетке.
Развивать логическое мышления, сообразительность, внимание;
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания; воспитывать трудолюбие,
усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

2 неделя

январь

«Измерение длины.
Понятие сантиметр
. Метр. «

3 неделя

« Геометрические
фигуры и формы.
Прямой угол .»

Состав числа 6.
Знаки «+», «-», «=».

Познакомить детей с единицами измерения длины метром, Продолжать
учить измерять предметы при помощи линейки, сравнивать полученные
результаты; закрепить понятия длина, ширина, высота. Развитие мышления,
пространственного воображения, внимания, умения работать в группе, паре,
самостоятельно делать выводы.
Воспитание интереса к занятию математикой. Вызвать желание работать в
коллективе.
Продолжать знакомить детей с понятием «угол», дать определение
прямого угла, закрепить представление о тупом и остром угле.
Формировать умение находить и определять углы в геометрических
фигурах. Учить чертить прямые углы с помощью линейки
Закрепить счет и цифры от 1 до 10 и обратно; вертикальное и горизонтальное
положение, умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику кисти, усидчивость.

Познакомить с составом числа 6 из двух меньших чисел; учить называть
соседей числа 6, упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном
счете. Продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать
примеры на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
записывать, пользуясь знаками «+», «-», «=»; продолжать формировать
навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.
Развивать логическое мышления, сообразительность, внимание;
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания; воспитывать трудолюбие,
усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

Измерительные приборы: метр,
измерительная лента, рулетка.
Карточки с цифрами (, счетный
материал, (индивидуальный и
демонстрационный), На каждого
ребенка: лист, простой карандаш,
цветные карандаши,линейка
Набор карточек «Какие бывают
углы», набор геометрических
фигур,
на каждого ребенка: линейка,
цветные карандаши, листы.
«Счетные палочки»
«Танграм»
Игры Воскобовича «Геоконт»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Домики» (Игра «Засели
соседа»)
«Палочки Кюизенера»
«Бусы-вкладыши»

4 неделя

«Ориентировка во
времени и
пространстве»

Состав числа 6.
Знаки «<», «>»,
«=».

«Решение задач»

Упражнять детей в правильном понимании характеристики пространства:
справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади, над, под; учить свободно
ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях
между ними и предметами; закреплять умения решать логические задачи на
основе зрительно воспринимаемой информации;
Развивать умение передвигаться в указанном направлении, располагать и
перемещать предметы, произвольное внимание, самоконтроль;
Воспитывать у детей чувство уверенности в себе, умение считаться с
интересами и с желаниями других.
Формировать понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного
числа; Закрепить состав числа 6, умение сравнивать два числа, используя
знаки >,<,=.; Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном
порядке;
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания;
Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников, посредством
развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить
собственное суждение.

Продолжать формировать умение составлять и решать арифметические
задачи на сложение и вычитание, записывать их решение с помощью цифр и
знаков; давать развернутый ответ на вопрос задачи; умение выделять в
задаче условие, вопрос, решение, ответ. Учить ориентироваться на листе
бумаги в клетку.
Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое
мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения. Вызвать
интерес к решению задач, желание работать сообща.

Игрушки для счёта, карточка с
геометрическими фигурами,
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши
геометрические фигуры, лист
белой бумаги.
«Игра – Переложи шар»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Домики» (Игра «Засели
соседа»)
«Счетные палочки»
«Мозаика»
«Бусы-вкладыши»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), набор
математических знаков ,наборы
игрушек для составления задач,
карточки с печатными заданиями
на каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Набор игрушек»
«Игры- пазлы», «Сортер «Яйца»

1 неделя

февраль

2 неделя

Состав числа 7.
Знаки «+», «-», «=».

« Геометрические
фигуры и формы.
Четырехугольник.»
Состав числа 7.
Знаки «<», «>»,
«=».

Познакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел; учить называть
соседей числа 7, упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном
счете. Продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать
примеры на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
записывать, пользуясь знаками «+», «-», «=»; продолжать формировать
навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.
Развивать логическое мышления, сообразительность, внимание;
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания; воспитывать трудолюбие,
усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.
Формировать представления о геометрических фигурах и формах:
четырехугольник, квадрат, прямоугольник, ромб; умение выявлять
отличительные признаки фигур и форм, определять сходства и различия
между геометрическими фигурами и геометрическими формами,
классифицировать по: величине, цвету, форме, упражнять в счете в пределах
10, закрепить умение находить фигуру по словесному описанию. Учить из
счетных палочек составлять квадрат, прямоугольник.
Развивать память, логическое мышление, внимание, конструктивные навыки.
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к
элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать
свое мнение.
Формировать понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи»
названного числа; Закрепить состав числа 7, умение сравнивать два числа,
используя знаки >,<,=.; Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и
обратном порядке;
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания;
Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников, посредством
развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить
собственное суждение.

Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Домики» (Игра «Засели
соседа»)
«Палочки Кюизенера»
«Бусы-вкладыши»
Набор геометрических фигур и
геометрических форм.
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши.
«Логические блоки Дьенеша».
Сортеры «Геометрик»
«Счетные палочки»
«Болтики и гайки»

Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Домики» (Игра «Засели
соседа»)

3 неделя

«Ориентировка во
времени и
пространстве.
Времена года.
Месяцы. Дни
недели. Части
суток»
« Геометрические
фигуры и формы.
Овал. Эллипсоид.»

«Решение задач»

Закреплять умение детей в ориентировке во времени. Развивать
познавательную деятельность, формируя элементарные математические
представления и связанные с ними логические операции. Уточнить
представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии
месяцев, о временах года. Учить правильно употреблять эти слова в речи.
Закреплять умения отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру
речевого общения, умение внимательно слушать воспитателя.
Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.
Воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со
сверстниками.
Формировать представления о геометрических фигурах и формах: овал,
эллипсоид;, умение выявлять отличительные признаки фигур и форм,
определять сходства и различия между геометрическими фигурами и
геометрическими формами, классифицировать по: величине, цвету, форме,
упражнять в счете в пределах 10, закрепить умение находить фигуру по
словесному описанию.
Развивать память, логическое мышление, внимание, конструктивные навыки.
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно

Упражнять в умение составлять и решать арифметические задачи на
сложение и вычитание, записывать их решение с помощью цифр и знаков;
давать развернутый ответ на вопрос задачи; умение выделять в задаче
условие, вопрос, решение, ответ. Учить ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое
мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения. Вызвать
интерес к решению задач, желание работать сообща.

«Счетные палочки»
«Мозаика»
Картинки с изображением
временами года, месяцев года,
частей суток, гномы «Дни
недели».
«Игра «Времена года»
«Игры – пазлы»
«Игра «Переложи шарики»

Набор геометрических фигур и
геометрических форм.
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши.
«Логические блоки Дьенеша».
«Конструктор-лабиринт с
шариками»
«Счетные палочки»
«Игра «Балансир»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), набор
математических знаков ,наборы
игрушек для составления задач,
карточки с печатными заданиями
на каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Игры- пазлы».

4 неделя
1 неделя

Формировать представления о геометрических фигурах и формах:
пятиугольник, шестиугольник, умение выявлять отличительные признаки
фигур и форм, определять сходства и различия между геометрическими
фигурами и геометрическими формами, классифицировать по: величине,
цвету, форме, упражнять в счете в пределах 10, закрепить умение находить
фигуру по словесному описанию. Учить из счетных палочек составлять
квадрат, прямоугольник.
Развивать память, логическое мышление, внимание, конструктивные навыки.
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её
«Геометрические
фигуры и формы. самостоятельно. Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к
Пятиугольник
. элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать
свое мнение.
Шестиугольник»
Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об
определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить
знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни
человека.
Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать
выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности
мышления. Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с
Ориентировка во
союзом «потому, что»; уточнение и расширение словаря по теме.
времени и
пространстве. Часы Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и
умение взаимодействовать со сверстниками.
и время.
март
Познакомить с составом числа 8 из двух меньших чисел; учить называть
соседей числа 8, упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете.
Продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать примеры на
сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале; записывать,
пользуясь знаками «+», «-», «=»; продолжать формировать навыки
ориентировки на листе бумаги в клетке.
Развивать
логическое
мышления,
сообразительность,
внимание;
Состав числа 8.
Знаки «+», «-», «=». способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания; воспитывать трудолюбие,
усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

Набор геометрических фигур и
геометрических форм.
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши.
«Логические блоки Дьенеша».
«Игры-вкладыши Воскобовича
«Формы»
«Счетные палочки»
«Болтики и гайки»
Образцы различных часов:
будильник, настенные, песочные,
ручные.
Иллюстрации с изображением
различных видов часов.
Макет часов со стрелками.
Игра «Циферблат»
«Игра «Балансир»

Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Домики» (Игра «Засели
соседа»)
«Палочки Кюизенера»

2 неделя

Состав числа 8.
Знаки «<», «>»,
«=».

«Решение задач»

«Такие разные
линии. Прямая.
Ломаная.»

«Бусы-вкладыши»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
Формировать понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного (индивидуальный и
числа; Закрепить состав числа 8, умение сравнивать два числа, используя
демонстрационный), карточки с
знаки >,<,=.; Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном
печатными заданиями на
порядке;
каждого ребенка, цветные
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
карандаши.
умению аргументировать свои высказывания;
«Домики» (Игра «Засели
Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников, посредством соседа»)
развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное «Счетные палочки»
суждение.
«Мозаика»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), набор
Упражнять в умение составлять и решать арифметические задачи на
математических знаков ,наборы
сложение и вычитание, записывать их решение с помощью цифр и знаков;
игрушек для составления задач,
давать развернутый ответ на вопрос задачи; умение выделять в задаче
карточки с печатными заданиями
условие, вопрос, решение, ответ. Учить ориентироваться на листе бумаги в
на каждого ребенка, цветные
клетку.
карандаши.
Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое
«Набор игрушек»
мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения. Вызвать
«Игры- Рыбалка».
интерес к решению задач, желание работать сообща. .
«Танграм»
Лента цифр, набор карточек с
разными видами линий,
карточки с печатными
Познакомить детей с ломаной линией.
заданиями, цветные карандаши,
Уточнить представление детей о замкнутых и не замкнутых линиях,
линейка на каждого ребенка.
тренировать умение выделять и называть кривую, ломаную, рисовать линии; «Игра -лабиринт».
Развивать произвольное внимание, связную речь, мыслительные операции в
«Пирамидки »
течение всего занятия.
«Счетные палочки»
Воспитывать аккуратность при выполнения работы в тетрадях.

3 неделя
4 неделя

Познакомить с составом числа 8 из двух меньших чисел; учить называть
соседей числа 8, упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете.
Продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать примеры на
сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале; записывать,
пользуясь знаками «+», «-», «=»; продолжать формировать навыки
ориентировки на листе бумаги в клетке.
Развивать
логическое
мышления,
сообразительность,
внимание;
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
Состав числа 9.
Знаки «+», «-», «=». умению аргументировать свои высказывания; воспитывать трудолюбие,
усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.
Формировать представления о геометрических фигурах
и формах:
многоугольники, умение выявлять отличительные признаки фигур и форм,
определять сходства и различия между геометрическими фигурами и
геометрическими формами, классифицировать по: величине, цвету, форме,
упражнять в счете в пределах 10, закрепить умение находить фигуру по
словесному описанию. Учить из счетных палочек составлять квадрат,
прямоугольник.
«Геометрические
фигуры и формы. Развивать память, логическое мышление, внимание, конструктивные навыки.
умение понимать учебную задачу и выполнять её
Многоугольники.» Воспитывать
самостоятельно

Состав числа 9.
Знаки «<», «>»,
«=».

Формировать понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного
числа; Закрепить состав числа 9, умение сравнивать два числа, используя
знаки >,<,=.; Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном
порядке;
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания;
Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников, посредством
развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить
собственное суждение.

Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Домики» (Игра «Засели
соседа»)
«Палочки Кюизенера»
«Бусы-вкладыши»
Набор геометрических фигур и
геометрических форм.
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши.
«Логические блоки Дьенеша».
«Игры-вкладыши Воскобовича
«Формы»
«Счетные палочки»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Домики» (Игра «Засели
соседа»)
«Палочки Кюизенера»
«Бусы-вкладыши»

1 неделя

Упражнять детей в правильном понимании характеристики пространства:
справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади, над, под; учить свободно
ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях
между ними и предметами; закреплять умения решать логические задачи на
основе зрительно воспринимаемой информации;
Развивать умение передвигаться в указанном направлении, располагать и
«Ориентировка во перемещать предметы, произвольное внимание, самоконтроль;
времени
и Воспитывать у детей чувство уверенности в себе, умение считаться с
интересами и с желаниями других.
пространстве»
апрель
Такие разные
линии. Отрезок.
Ломаная.»

Математические
знаки «+», «-», «=».
Решение примеров.

2
недел
я

Состав числа 10.
Знаки «+», «-», «=».

Закрепить понятия «отрезок», «луч», «прямая и кривая линии», формировать
навык построения, закрепить ориентировку на плоскости листа, умения
задавать вопросы, высказывать собственное мнение. Учить измерять отрезок,
ломаную линию при помощи линейки.
Развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти) и
общей, мелкой моторики.
Воспитание уважения друг к другу и умения работать в парах
Упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете. Продолжить
учить детей самостоятельно составлять и решать примеры на сложение и
вычитание в пределах 10, на наглядном материале; записывать, пользуясь
знаками «+», «-», «=»; продолжать формировать навыки ориентировки на
листе бумаги в клетке.
Развивать логическое мышления, сообразительность, внимание;
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания; воспитывать трудолюбие,
усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.
Познакомить с составом числа 10 из двух меньших чисел; учить называть
соседей числа 10, упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете.
Продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать примеры на

Игрушки для счёта, карточка с
геометрическими фигурами,
Карточки с печатными
заданиями на каждого ребенка,
цветные карандаши
геометрические фигуры, лист
белой бумаги.
«Игра – Переложи шар»
«Игра Балансир»
«Пирамидки «Башенки»
Лента цифр, набор карточек с
разными видами линий,
карточки с печатными
заданиями, цветные карандаши,
линейка на каждого ребенка.
«Игра -лабиринт».
«Пирамидки»
«Игры Воскобовича «Геоконт»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Домики» (Игра «Засели
соседа»)
«Палочки Кюизенера»
«Бусы-вкладыши»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
(индивидуальный и

3 неделя

сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале; записывать,
пользуясь знаками «+», «-», «=»; продолжать формировать навыки
ориентировки на листе бумаги в клетке.
Развивать логическое мышления, сообразительность, внимание;
Воспитывать усидчивость, активность, аккуратность.

демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Домики» (Игра «Засели
соседа»)
«Палочки Кюизенера»
«Бусы-вкладыши»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами, счетный материал,
Формировать понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного (индивидуальный и
числа; Закрепить состав числа 10, умение сравнивать два числа, используя
демонстрационный), карточки с
знаки >,<,=.; Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном
печатными заданиями на
порядке;
каждого ребенка, цветные
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
карандаши.
умению аргументировать свои высказывания;
«Домики» (Игра «Засели
Состав числа 10.
Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников, посредством соседа»)
Знаки «<», «>»,
развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное «Палочки Кюизенера»
«=».
суждение.
«Бусы-вкладыши»
Закреплять умение детей в ориентировке во времени. Уточнить
Картинки с изображением
представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии
временами года, месяцев года,
месяцев, о временах года. Учить правильно употреблять эти слова в речи.
частей суток, гномы «Дни
Закреплять умения отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру недели».
«Ориентировка во
речевого общения, умение внимательно слушать воспитателя.
«Игра «Времена года»
времени и
Стимулировать познавательную деятельность, формируя элементарные
«Игры – пазлы»
пространстве.
математические
представления
и
связанные
с
ними
логические
операции.
Игра «Переложи шарики»
Времена года.
Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.
Месяцы. Дни
Воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со
недели. Части
сверстниками.
суток»
Лента цифр, набор карточек с
Упражнять в умение составлять и решать арифметические задачи на
цифрами , счетный материал,
сложение и вычитание, записывать их решение с помощью цифр и знаков;
(индивидуальный и
демонстрационный), набор
«Решение задач» давать развернутый ответ на вопрос задачи; умение выделять в задаче

4 неделя

условие, вопрос, решение, ответ. Учить ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое
мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения. Вызвать
интерес к решению задач, желание работать сообща.

Такие разные
линии. Измерение.»

«Ориентировка во
времени и
пространстве.
Времена года.
Месяцы. Дни
недели. Части
суток»

Закрепить понятия «отрезок», «луч», «прямая и кривая линии», повторить
особенности их строения, формировать умение изображать данные виды
линий на бумаге (в том числе и с помощью линейки);
Закреплять навыки измерения длинны при помощи линейки, познакомить с
новым способом измерения длины кривой линии с помощью ниточки и
линейки;
Развитие пространственного восприятия, логического мышления,
вычислительных и измерительных навыков, внимания, умения работать в
паре.
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность.
Закреплять умение детей в ориентировке во времени. Развивать
познавательную деятельность, формируя элементарные математические
представления и связанные с ними логические операции. Систематизировать
знания воспитанников о последовательности дней недели, месяцев, времен
года.
Закреплять умения отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать
культуру речевого общения, умение внимательно слушать воспитателя.
Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.
Воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со
сверстниками.

математических знаков ,наборы
игрушек для составления задач,
карточки с печатными заданиями
на каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Набор игрушек»
«Логические блоки Дьенеша»
«Игра- Рыбалка».
Лента цифр, набор карточек с
разными видами линий,
карточки с печатными
заданиями, цветные карандаши,
линейка на каждого ребенка.
«Игра -лабиринт».
«Пирамидки»
«Игры Воскобовича «Геоконт»
Картинки с изображением
временами года, месяцев года,
частей суток, гномы «Дни
недели».
«Игра «Времена года»
«Игры – пазлы»
Игра «Переложи шарики»

май

1
недел
я

Математические
знаки «+», «-», «=».
Решение примеров.

Лента цифр, набор карточек с
Закреплять умение детей самостоятельно составлять и решать примеры на цифрами , счетный материал,
сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале; записывать, (индивидуальный и

2 неделя

пользуясь знаками «+», «-», «=»; продолжать формировать навыки демонстрационный), карточки с
ориентировки на листе бумаги в клетку.
печатными заданиями на
Развивать логическое мышления, сообразительность, внимание.
каждого ребенка, цветные
Воспитывать усидчивость, активность, аккуратность.
карандаши.
«Логические блоки Дьенеша»»
«Пирамидки « Башенки»
Обобщить и закрепить знания детей о времени: познакомить с понятиями Образцы различных часов:
«минута , « секунда», «час»,учить детей ориентироваться во времени, будильник, настенные, песочные,
отгадывать загадки. Уточнить знания о том, какие функции выполняют ручные.
секундные и минутные стрелки в часах. Учить точно определять время по Иллюстрации с изображением
модели
часов. различных видов часов.
Ориентировка во
Развивать внимание, речь, воображение, память, творчество детей.
Макет часов со стрелками.
времени и
Вызвать
интерес
к
понятию
время
через
отдельные
интересные
факты
и
Игра «Циферблат»
пространстве. Час.
сведения о разных способах измерения, фиксирования времени.
«Сортер «Яйца»
Минута. Секунда.
Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
Продолжать знакомить детей с составом чисел первого 10 из двух меньших карандаши.
чисел; учить называть соседей числа , упражнять в счете в пределах 10, в «Домики» (Игра «Засели
прямом и обратном счете. Продолжать формировать навыки ориентировки на соседа»)
листе бумаги.
«Палочки Кюизенера»
Веселый счет
Развивать логическое мышления, сообразительность, внимание.
«Бусы-вкладыши»
«Состав числа.»
Игрушки для счёта, карточка с
Закреплять у детей правильное понимание характеристики пространства: геометрическими фигурами,
справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади, над, под; упражнять в умении Карточки с печатными
свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных заданиями на каждого ребенка,
«Ориентировка во отношениях между ними и предметами; закреплять умения решать логические цветные карандаши
геометрические фигуры, лист
времени
и задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
Развивать способность передвигаться в указанном направлении, располагать белой бумаги.
пространстве»
и перемещать предметы, произвольное внимание, самоконтроль;
«Игра – Переложи шар»

3 неделя
4 неделя

Воспитывать у детей чувство уверенности в себе, умение считаться с «Танграм»
интересами и с желаниями других.
Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), набор
математических знаков ,наборы
Упражнять в умение составлять и решать арифметические задачи на сложение игрушек для составления задач,
и вычитание, записывать их решение с помощью цифр и знаков; давать карточки с печатными заданиями
развернутый ответ на вопрос задачи; умение выделять в задаче условие, на каждого ребенка, цветные
вопрос, решение, ответ. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.
карандаши.
Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое «Набор игрушек»
мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения. Вызвать «Логические блоки Дьенеша».
«Решение задач».
интерес к решению задач, желание работать сообща.
«Пирамидки «Башенки».
Обобщить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах и
Набор геометрических фигур и
формах. Упражнять в сравнении двух групп предметов, установление
геометрических форм.
равенства и неравенство различными способами.
Карточки с печатными
Развивать тактильные ощущения, память; умение обследовать выбранную
заданиями на каждого ребенка,
фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному
цветные карандаши.
«Геометрические
«Логические блоки Дьенеша».
фигуры и формы описанию .
«Игры Воскобовича «Формы»
«Угадайка»
«Счетные палочки»
Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
Закреплять понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного
демонстрационный), карточки с
числа; умение сравнивать два числа, используя знаки >,<,=.; Упражнять в
печатными заданиями на
счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
каждого ребенка, цветные
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
карандаши.
умению аргументировать свои высказывания;
«Домики» (Игра «Засели
Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников, посредством соседа»)
Математические
развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное «Палочки Кюизенера»
знаки Знаки «<»,
суждение.
«Бусы-вкладыши»
«>», «=».

Обобщить и систематизировать математические представления у детей.
Упражнять в умение решать проблемные ситуации, логические задания,
отгадывать загадки с математическим содержанием.
Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое
мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения.
Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности, желание
играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость,
целеустремленность, находчивость, смекалку, взаимопомощь, понимание
юмора.
Праздник
«Математический
калейдоскоп»

Лента цифр, набор карточек с
цифрами , счетный материал,
(индивидуальный и
демонстрационный), карточки с
печатными заданиями на
каждого ребенка, цветные
карандаши.
«Домики» (Игра «Засели
соседа»)
Медали с эмблемами (круг,
квадрат) на каждого ребёнка.

5. Литература
1. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. МозаикаСинтез, 2005.
2. Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. –
Ярославль: Академия развития, 2006.
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003.
4. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003
5. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия
развития, 2006.
6. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011.
7. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002
8. Логика.

Программа

развития

основ

логического

мышления

у

старших

дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
9. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.:
Просвещение, 2010.
10.

Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие.

– СПб: Акцидент, 1997.
11.

Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006.

12.

Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В.,

Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
13.
Тимофеевский А.П. Малышам о формах и размерах, ЗАО «Омега», Москва
14.

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. –

Ярославль: Академия развития, 2005.
15.

Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая

технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. –
СПб., 2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34643)3-32-97

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».