Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Концептуальные подходы 1.3. Принципы 1.4. Цели и задачи программы 1.5. Планируемые результаты реализации программы 1.6. Характеристики особенностей развития детей раннего возраста 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Календарный учебный график 2.2. Содержание коррекционно-логопедической работы 2.3. Планирование образовательной деятельности 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Формы организации 3.2. Организационные условия реализации программы 3.3. Организация предметно–развивающей среды 3.4. Методическое и материально-техническое обеспечение 3.5. Учебно-методическое обеспечение 3.6. Логопедическое обследование 3.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 стр.3 стр.3 стр.4 стр.4 стр.5 стр.5 стр.5 стр.6 стр.7 стр.17 стр.17 стр.18 стр.18 стр.19 стр.21 стр.22 Паспорт программы Название программы Направленность программы Составитель Программы Основания для разработки программы Целевые группы Цель программы Задачи программы «Логопедическое сопровождение детей раннего возраста» Логопедическая направленность Шелест Снежана Николаевна, учитель-логопед Блохина Татьяна Витальевна, учитель-логопед. Свиридюк Надежда Юрьевна, воспитатель В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598; 2019, № 30, ст.4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст.5343); Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Обучающиеся дошкольного возраста с 2 до 4 лет. Своевременная диагностика и выявление предпосылок к появлению речевых нарушений, а также развитие всех компонентов речевой системы у детей раннего возраста. развивать слуховое восприятие и слуховое внимание посредством игровых занятий с различными звучащими предметами. создавать предпосылки к развитию активной речи. побуждать детей произносить простые фразы в действиях с игрушками, произносить простые просьбы в режимных моментах; учить положительно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные действия по речевой инструкции: передавать игрушку другому ребенку; учить соотносить слова с предметами по определенным темам (игрушки, посуда, птицы, животные, одежда, обувь); обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей. повышать родительскую компетентность в вопросах 3 Организация образовательного процесса Ожидаемые результаты речевого развития ребёнка. Срок реализации программы –1 год. Количество занятий – 2 раза в неделю. Общее количество занятий в год – 96 Продолжительность занятий – 25 минут. Срок освоения программы: 12 месяцев. Форма занятий – индивидуальная. Коррекционно - логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня первых слов, коротких фраз, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях). 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним, является одним из важнейших и исключительных этапов в развитии ребенка: этот период является сензетивным для развития многих функций. Наиболее активно развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития, довольно часто поступают безречевые дети старше 2-х лет, которые общаются с помощью жестов и отдельных звуков, неопределенной артикуляции, не имеющие навыки общения. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционнообразовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Дополнительная коррекционно-развивающая программа относится к программам логопедического сопровождения и ориентирована на совершенствование всех компонентов речи детей раннего дошкольного возраста как одного из ведущих факторов развития дошкольников. Программа предусматривает коррекцию недостатков в речевом развитии, а также профилактику вторичных нарушений развития личности, обеспечение одинаковых стартовых возможностей для всех детей, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Уровень развития ребенка возраста 2-3 лет определяет путь его 4 дальнейшего развития. Недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции речевого развития ребенка, тем выше обучающий эффект. 1.2. Концептуальные подходы Дополнительная программа составлена на основании ФОП, Программы логопедической работы. Данная программа определяет цели, задачи, содержание и организацию индивидуальной коррекционно-развивающей работы, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Нормативно-правовой и документальной основой для создания программы являются: • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Приказ МОиН Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». • Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования». • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» • Устав учреждения. 1.3. Принципы Эффективность работы обеспечивается при условии соблюдения следующих специальных (логопедических) принципов: 1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения речевых отклонений; 2. Принцип комплексности. Поскольку большинство детей имеют совокупность речевых нарушений (лексического запаса слов; звуковой стороны и грамматического строя речи; речевой коммуникации и общения) необходимо комплексное (психолого-медикопедагогическое) воздействие. 2. Принцип развития требует ориентации разработанного комплекса на потенциальные возможности ребёнка. 3. Онтогенетический принцип. Логопедическое воздействие строится с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых единиц. 4. Принцип системности. Процесс развития речи предполагает воздействие на все компоненты речи, на все стороны речевой функциональной системы. 5. Принцип наглядности. При применении наглядности через предметно-действенное мышление. Кроме этого, наглядность облегчает понимание задания и повышает его интерес у ребенка. 6. Принцип учета ведущей деятельности. Организация логопедической работы с детьми осуществляется с учетом ведущей их деятельности (предметно-практической, игровой). 5 7. Принцип дифференцированного подхода. Предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий; 8. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия. Для достижения поставленных целей предлагаются использование методов по источнику знаний: наглядный, словесный, игровой, позволяющие понять решить поставленную перед дошкольником задачу. 1.4. Цели и задачи программы Целью реализации программы для детей раннего возраста является построение системы коррекционно-развивающего воздействия, направленного на устранение речевого дефекта, выравнивание психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Задачи реализации программы: создать оптимальные условия коррекционно-развивающей работы, обеспечивающих речевое и личностное развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком на основе логопедического обследования; осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях речи детей через индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; обеспечить поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей; способствовать освоению детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами: - развивать свободное общение со взрослыми и детьми; - совершенствовать процессы слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций; - уточнять, расширять и обогащать лексическую сторону речи; - корректировать нарушения дыхательной и голосовой функций; - формировать грамматический строй речи; - развивать общую, ручную и артикуляторную моторику. 1.5. Планируемые результаты реализации программы По окончании программы: - ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; - ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами. 1.6. Характеристики особенностей развития детей раннего возраста Речь ребёнка в 2-3 года активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи. Повышение устойчивости внимания позволяет слушать рассказы или чтение взрослого. Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка. Слушание коротких сказок и небольших 6 рассказов происходит уже осмысленно, ребёнок может повторить за взрослым и сложные слова, простые фразы, и небольшой кусочек пересказать самостоятельно. Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт. Важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста: - наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами; - речь находится в стадии формирования; -обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка; - внимание, мышление, память непроизвольны. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Календарный учебный график Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий Год обучения Дата начала Дата обучения по окончания программе обучения по программе 1 год сентябрь 34 68 2 раз в неделю май 7 Учебный год в группах раннего возраста для детей начинается с октября по май и условно делится на 2 этапа: I Этап – подготовительный сентябрь–адаптационный период. Совместная деятельность с детьми, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментов, игровых ситуациях, при общении с детьми и взрослыми. Диагностика и заполнение индивидуальных речевых карт и интегративных карт индивидуального развития, а также составление плана на первое полугодие. II Этап – основной Сентябрь (с 3 недели) – май - совместная деятельность с детьми по формированию коммуникативной функции языка у детей в соответствии с возрастными нормативами. Этап – заключительный. Подводятся итоги работы за год (последняя неделя мая). Совместная деятельность с детьми по закреплению сформированных навыков (игры и игровые упражнения). 2.2. Содержание коррекционно-логопедической работы Основные направления коррекционно – логопедической работы для всех уровней доречевого развития: Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредствам дифференцированного массажа, артикуляционной гимнастики. Развитие подготовительных этапов активной речи, понимания речи. Развитие эмоционально – положительных реакций на обращенную речь. Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие движений рук, формирование манипулятивной деятельности. Формирование и развитие действий с предметами. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ С детьми логопедический массаж проводят с целью нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, делают дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста проводится как в пассивной, так и в активной форме. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования тех мышц, которые до этого бездействовали. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Детей обучают таким произвольным движениям, как «поцелуй»,«подуй», «покашляй», «закрой или открой рот», «пощелкай языком», « покажи язык», «улыбнись». ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Целью дыхательных упражнений, проводимых с детьми является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Упражнение проводится в течение 1-1,5 минуты. Кроме пассивных дыхательных упражнений, с ними проводят упражнения, вызывающие активные дыхательные движения с включением элемента подражательности. Учат дуть на ватные шарики, в дудочку, на разноцветных бумажных бабочек и т.д. Также детей учат игре на губах. При выдохе логопед вызывает у ребенка вибрацию губ. Возникающий при этом звук б-б-б или ф-ф-ф радует ребенка, и он неоднократно пытается повторить его или удлинить. Упражнение выполняется в течении трех минут. СТИМУЛЯЦИЯ ДОРЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ 8 C детьми проводят мероприятия, направленные на формирование комплекса оживления и включение в него голосового компонента. С этой целью логопед наклоняется к ребенку, ласково, певуче разговаривает с ним, поглаживает его, показывает яркие игрушки. Важной составной частью комплекса оживления является улыбка. Возникновение улыбки свидетельствует о зарождении у ребенка потребности в общении со взрослым. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Работа по развитию зрительно моторной координации начинается с нормализации положения кисти и пальцев рук ребенка. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка какихлибо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ Работа по расширению пассивного словаря за счет слов названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми; развитие подражательной речевой деятельность на основе звукоподражаний, активизация словарного запаса, формирование фразовой речи. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ Работа по привлечению внимания к звучащему предмету; определение местонахождения и направленности звука; с характером звучащих предметов; различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов; запоминание последовательности звучаний (шумов предмета); различение голосов; реагирование на громкость звучания; узнавание и различение гласных звуков; выделение слов из речевого потока; развитие подражания неречевым и речевым звукам; различение и запоминание цепочки звукоподражаний. На логопедические занятия взято большее количество лексических тем. Это связано с реализацией задачи развития понимания речи и активизации подражательной речи у детей раннего возраста, которая решается при отработке словаря ближайшего предметного окружения. Эффективность коррекционно–развивающей работы во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателей групп. Взаимодействие осуществляется в форме перспективного планирования работы на текущий период, совместного осуществления образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные рекомендации логопеда по лексическим темам воспитателям. Сроки Сентябрь 1-4 неделя Сентябрь 3 неделя 2.3. Планирование образовательной деятельности Лексическ. Цели занятия Программное содержание Тема Обследование Вводное занятие Приветствие. Знакомство с детьми. Создание благоприятной атмосферы. 1. Знакомство с артикуляционной гимнастикой 2. Знакомство с дыхательной гимнастикой 3. Знакомство с пальчиковой гимнастикой 9 Дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастика Физ. Минутка «Друзья» Пальчиковая игра «Знакомство пальчиков» Сентябрь 4 неделя Октябрь 1 неделя Октябрь 2 неделя Октябрь 3 неделя Октябрь 4 неделя Осень Овощи Фрукты Дождик Звук «А» Домашние Птицы «Знакомство пальчиков» Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу. 1.Развитие длительного, плавного вдоха. 2. Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие чувства ритма. 4. Развитие понимания речи. Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу. 1.Развитие длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие фонематического слуха . 4. Развитие понимания речи. Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу. 1.Развитие длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. 3. Массаж рук. 4. Развитие понимания речи. Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {A} 3. Развитие слуха на неречевом материале. 4.Развивать ощущения собственных движений. Формировать положительный эмоциональный настрой на 10 Дыхательная гимнастика «Осенние цветочки» Артикуляционная гимнастика Физ. Минутка «Листопад» Пальчиковая гимнастика «Осень» Дыхательная гимнастика «Узнай овощ» Артикуляционная гимнастика Физ. Минутка «В огород пойдем» Игра «Что звучит»» Пальчиковая гимнастика «Капуста» Дыхательная гимнастика «Узнай фрукт» Артикуляционная гимнастика Физ. Минутка «Компот» Пальчиковая гимнастика «Огород» Дыхательная гимнастика «Ветерок». Артикуляционная гимнастика упр. «Птенчики» Игра «Что в коробочке?» Физ.минутка «Хлопают ручки» Дыхательная гимнастика «Игра на дудочке». Ноябрь 1 неделя Ноябрь 2 неделя Ноябрь 3 неделя Игрушки Игрушки Звук «И» Посуда совместную работу 1.Развитие длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. Повторение артикуляции звука {A} 3. Развитие слуха на неречевом материале. 4.Развивать мелкой моторики (дифференциация кинестетических ощущений) с использованием различных поверхностей. Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие слуха ( понятия громко-тихо). 4.Развивать мелкой моторики Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {И} 3. Развитие слуха на неречевом материале. 4. Развитие слуха на неречевом материале. Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. Повторение артикуляции звука {A},{И} 3. Развитие слуха на неречевом 11 Артикуляционная гимнастика «Птенчики» упр. Дидактическая игра «Кто спрятался» Физ.минутка «Снегирек» Пальчиковая гимнастика « Домашние птицы» Дыхательная гимнастика: упр. Сдувание с ладони перышка, ватки. Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции звуков «А» Игра «Громко-тихо» Пальчиковая гимнастика «Мяч» Дыхательная гимнастика: упр. Сдувание с ладони перышка, ватки. Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции звуков «А» Двигательное упражнение «Мяч». Игра «Что звучит» Пальчиковая гимнастика «Мяч» Дыхательное упражнение «Горячий чай». Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции звуков «А», «И». Физкультминутка «Чайный сервиз» Ноябрь 4 неделя Ноябрь 5 неделя Декабрь 1 неделя Декабрь 2 неделя Одежда Звук «О» Обувь Мебель Звук «Э» Дом Звук «У» материале. 4. Развитие слуха на неречевом материале. Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {О} 3. Развитие слуха на неречевом материале. 4. Развитие понимания речи Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. Повторение артикуляции звука {A},{И},{O} 3. Развитие слуха на неречевом материале. 4. Развитие слуха на неречевом материале. Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {Э} 3. Развитие слуха на неречевом материале. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Учить различать основные цвета 6. Развивать мелкой моторики Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 12 Пальчиковая игра «Пирожок». Дыхательная гимнастика: упр. Сдувание с ладони перышка, ватки. Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции звуков «А», «И». Физкультминутка «Тихо-громко» Игра «Где? Куда?» Пальчиковая игра «Одежда» Дыхательная гимнастика: упр. Чей комочек улетит дальше» Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции звуков «А», «И», «О» Физкультминутка «Сапожки» Игра «Где? Куда?» Пальчиковая игра «Обувь» Дыхательная гимнастика: упр. «Сдуй снежинку» Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции звуков «А», «И», «О». Упр. «Мишка» Физкультминутка «Сапожки» Упражнение «Покажи» Упражнение «Покажи и назови» Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый бассейн» Дыхательная гимнастика: упр. «Сдуй снежинку» Артикуляционная гимнастика, Декабрь 3 неделя Декабрь 4 неделя Январь 2 неделя Новый год Звук «Ф» Новый год Звук «В» Зима Звук «П» 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {У} 3. Развитие слуха на неречевом материале. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Учить различать основные цвета 6. Развивать мелкой моторики Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {Ф} 3. Развитие слуха на неречевом материале. 4. Учить различать основные цвета 5. Развивать мелкой моторики Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {В} 3. Развитие слуха на неречевом материале. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Учить различать основные цвета 6. Развивать мелкой моторики Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и 13 повторение артикуляции пройденных звуков.Упр. «Слоник», «Дудочка» Упражнение «Покажи» Упражнение «Покажи и назови» Пальчиковая гимнастика «Капуста»» Дыхательная гимнастика: упр. «Сдуй снежинку» Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков. Упр. «Зайчик», Физкультминутка «Новый год» Игра «Что звучит» Упражнение «Покажи и назови» Пальчиковая игра «Наряжаем елку» Дыхательная гимнастика: упр. «Сдуй снежинку» Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков . Упр. «Ветерок», Физкультминутка «Новый год» Игра «Что звучит» Игра «Подбери пару» Пальчиковая игра «Наряжаем елку» Дыхательные упр. «Подуй на перышко». Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков. Упражнение развитие артикуляционного праксиса звука {П} 3. Развитие фонематического слуха. 4. Учить различать основные цвета 5. Развивать мелкой моторики 6. Развитие пространственного праксиса Январь 3 неделя Январь 4 неделя Февраль 1 неделя Зимние забавы Звук «Б» Зимняя одежда Звук «Т» Птичий двор Звук «М» Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {Б} 3. Развитие фонематического слуха. 4. Учить различать основные цвета 5. Развивать мелкой моторики Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {Т} 3. Развитие фонематического слуха. 4. Учить различать основные цвета 5. Развивать мелкой моторики 6. развитие конструктивного праксиса Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие воздушной струи. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного 14 «Голосок» Физкультминутка «Зима» Игра «Звучащий предмет» Упражнение «Укрась елку» Пальчиковая гимнастика «Снежок» Упр. «Что- на елке, что-под елкой» Дыхательные упр. «Снежинки». Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков. Упражнение «Рыбка» Физкультминутка «Зима» Игра «Громко-тихо» Игра «Подбери пару» Пальчиковая гимнастика «Весело зимой» Дыхательные упр. «Снежинки». Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков. Упражнение «Игра с язычком»» Физкультминутка «Зима» Игра «Что звучит» Игра «Игры с прищепками» Пальчиковая гимнастика «Весело зимой» Игра «Выложи снеговика» Дыхательные упр. «Пузырьки». Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков. Знакомство с понятием птичий Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя Февраль 4 неделя Транспорт Звук «Н» Транспорт Транспорт праксиса звука {М} 3. Развитие словаря 4. Учить различать основные цвета 5. Развивать мелкой моторики 6. развитие конструктивного праксиса Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие воздушной струи. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {Н} 3. Развитие словаря 4. Учить различать основные цвета 5. Развивать мелкой моторики 6. развитие конструктивного праксиса Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие воздушной струи. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {Н} 3. Развитие слухового внимания 4. Учить различать основные цвета 5. Развивать мелкой моторики 6. развитие конструктивного праксиса Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие воздушной струи. 2.Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие слухового внимания 4. Учить различать основные цвета 15 двор. Физкультминутка «Пес» Пальчиковая гимнастика «Котик» Игра «Игры с прищепками» Дыхательные упр. «Пузырьки». Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков. Знакомство с транспортом Физкультминутка «Кораблик» Пальчиковая гимнастика «Гараж» Игра «Игры с прищепками» Собери пирамидку 3-5 колец Дыхательные упр. «Пузырьки». Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков. Игра «Подскажи словечко» Физкультминутка «Кораблик» Пальчиковая гимнастика «Гараж» Игра «Игры с прищепками Собери пирамидку 3-5 колец Дыхательные упр. «Пузырьки». Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков. Игра «Подскажи словечко» Физкультминутка «Кораблик» Пальчиковая гимнастика «Гараж» Игра «Игры с прищепками Март 1 неделя Март 2 неделя Март 3 неделя Домашние животные Домашние животные Домашние животные 5. Развивать мелкой моторики Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие воздушной струи. 2.Развитие артикуляционного аппарата : учить переключаться с артикуляции огубленных гласных, узнавать звуки по оральному признаку. 3.Развитие фонематического слуха: узнавать звук [а] среди гласных [о], [у], [и]. 4.Развитие мелкой моторики. 5. Учить различать основные цвета Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания, плавной воздушной струи. 2.Развитие артикуляционного аппарата : учить переключаться с артикуляции огубленных гласных, узнавать звуки по оральному признаку. 3.Развитие фонематического слуха: узнавать звук [у] среди гласных [а], [о], [и]. 4.Развитие мелкой моторики. 5. Учить различать основные цвета Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционного аппарата 3.Развитие 16 Развитие воздушной струи (используется пособие С.А.Васильевой) «Сдуй цветок с одной полянки на другую! Артикуляционная гимнастика : [а] – губы кружочком, [у] – губы трубочкой, форма маленького кружочка, [и] – губы растянуты в узенькую полоску. Физкультминутка «Бычок» Игра «Домашние животные и их детеныши» Игра «Пальчики здороваются». Игра «Выстраиваем лодочки в ряд» Развитие воздушной струи (используется пособие С.А.Васильевой) «Помоги слоненку загнать мяч в ворота» Артикуляционная гимнастика : [а] – губы кружочком, [у] – губы трубочкой, форма маленького кружочка, [и] – губы растянуты в узенькую полоску. Физкультминутка «Бычок» Игра «Пальчики здороваются». Игра «Выстраиваем лодочки в ряд Дыхательное упражнение «У кого пузырей больше?» Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков. Игра «Солнышко и дождик» Обведи по трафарету «Домашние Март 4 неделя Апрель 1 неделя Апрель 2 неделя Апрель Помоги маме найти детеныша Звук «С» Домашние животные Звук «Х» Домашние животные Звук «К» Дикие слухового внимания. 4.Развитие мелкой моторики. 5. Учить составлять целое из трех частей Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {С} 3. Развитие словаря 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развивать мелкой моторики 6. развитие пространственного праксиса Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {Х} 3. Развитие словаря 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развивать мелкой моторики 6. развитие пространственного праксиса Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {К} 3. Развитие словаря 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развивать мелкой моторики 6. развитие пространственного праксиса Формировать положительный 17 животные» Разрезные картинки Дыхательное упражнение «Задуй свечу» Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» Игра «Кто внимательный» Обведи по трафарету «Домашние животные» Разрезные картинки Дыхательное упражнение с использованием султанчика. Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков . Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» Игра «Угадай кто кричит??» Игра «Назови ласково» Разрезные картинки Дыхательное упражнение с использованием султанчика. Артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции пройденных звуков. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» Игра «Угадай кто кричит??» Игра «Один-много» Разрезные картинки: составление целого из трех-четырех частей , используя вертикальные разрезы) Дыхательное упражнение. 3 неделя Апрель 4 неделя животные Звук «Г» Весна Апрель 5 неделя Цветы Май 2 неделя Дикие животные эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука {Г} 3. Развитие словаря 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развивать мелкой моторики «Загони мяч в ворота» С,А.Васильева Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие словаря 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развивать мелкой моторики Дыхательное упражнение. «Сдуй шмеля» С,А.Васильева Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания. 2.Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие словаря 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развивать мелкой моторики 6.Закрепление знаний основных цветов Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания; длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие словаря 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развивать мелкой моторики Дыхательное упражнение. «Сдуй стрекозу» С,А.Васильева Артикуляционная гимнастика упр. «Футбол», повторение артикуляции пройденных звуков.Игра «Хлопнуть в ладошки» ( если услышишь [о] среди других гласных звуков (можно по картинкам). Пальчиковая гимнастика «Цветы» Игра «Составим венок» 18 Артикуляционная гимнастика игра «Молоточки стучат», повторение артикуляции пройденных звуков. Игра «Кто это» Пальчиковая гимнастика «Дикие животные» Артикуляционная гимнастика упр. «Качели», повторение артикуляции пройденных звуков. Признаки весны. Игра «Хлопнуть в ладошки» ( если услышишь [а] среди других гласных звуков (можно по картинкам). Пальчиковая гимнастика «Весна» Дыхательное упражнение «Ах какой цветок» Артикуляционная гимнастика упр. «Лопаточка», «Иголочка», повторение артикуляции пройденных звуков. Игра «Хлопнуть в ладошки» ( если услышишь [о] среди других гласных звуков (можно по 6.Закрепление знаний основных цветов Май 3 неделя Май 4 неделя В лесу Насекомые Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания; длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие словаря 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развивать мелкой моторики 6.Закрепление знаний основных цветов Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу 1.Развитие речевого дыхания; длительного, плавного вдоха. 2.Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие словаря 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развивать мелкой моторики 6.Закрепление знаний основных цветов картинкам). Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»» Игра «Клумба» Дыхательное упражнение «Ах какой цветок» Артикуляционная гимнастика упр. «Громкий барабан», повторение артикуляции пройденных звуков. Игра «Хлопнуть в ладошки» ( если услышишь [и] среди других гласных звуков (можно по картинкам). Пальчиковая гимнастика «Солнечные лучики» Игра «Цветные коврики» Дыхательное упражнение «Ах какой цветок» Артикуляционная гимнастика упр. «Лошадка», повторение артикуляции пройденных звуков. Игра «Хлопнуть в ладошки» ( если услышишь [и] среди других гласных звуков (можно по картинкам). Пальчиковая гимнастика «Солнечные лучики» Игра «Конфетные обертки» 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Формы организации Данная программа предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных занятий. Продолжительность занятий для детей в соответствии СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Занятия проводятся 2 раз в неделю по 10 минут для детей 2-3 лет. Для успешного усвоения материала занятия проходят в игровой форме. Материал подобран с учетом возрастных особенностей и потребностей дошкольников. 3.2. Организационные условия реализации программы Набор детей на индивидуальные занятия осуществляется по запросу педагогов, родителей (законных представителей). Оказание коррекционной помощи ребенку осуществляется на основе проведенной диагностики. На каждого ребенка составляется индивидуальный план логопедической коррекционно-развивающей работы, разрабатываются 19 коррекционные занятия с учетом структуры, степени выраженности речевого дефекта, возрастных и личностных особенностей воспитанника. 3.3. Организация предметно–развивающей среды Развивающая предметно-пространственная среда кабинета обеспечивает реализацию образовательной программы; учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность; учитывает возрастные особенности детей. Перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды: • коврограф (фланелеграф, магнитная доска) и комплект разрезного материала к нему; • «пальчиковые бассейны» с разными наполнителями; • дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи; • кубики, мозаика; • детские эспандеры, массажные кольца, массажные мячики; • музыкальные инструменты и звучащие игрушки; • демонстрационные и игровые дидактические пособия; • картотеки игр и игровых упражнений; • предметные картинки по лексическим темам; • демонстрационный картинный материал; • пальчиковый театр; • резиновые и пластмассовые игрушки; • большие демонстрационные куклы; • ноутбук. 3.4. Методическое и материально-техническое обеспечение Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется в специально оборудованном кабинете, в котором размещается три центра: речевого развития, сенсорного развития, моторного и конструктивного развития. Методическое обеспечение периодически пополняется, ориентируясь на потребности детей и новинки в коррекционной педагогике. Методическое и материально-техническое обеспечение включает Зеркало с лампой дополнительного освещения. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического слуха. Материал для обследования речи (речевые карты логопедического обследования, альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования). Информационно-коммуникативные средства – подборка компьютерных игр по развитию речи. Зрительные символы гласных и согласных звуков. Предметные и сюжетные картинки для вызывания звукоподражаний, первых форм слов, автоматизации звуков. Предметные и сюжетные картинки для развития понимания речи. Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук (трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки, мозаика, пальчиковый театр, массажные мячи, сухие пальчиковые бассейны и т.д.). Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления (разрезные картинки, пазлы, разборные 20 игрушки: матрешка, пирамидка, муляжи овощей, фруктов, счетные палочки для выкладывания фигур и т.д.). 3.5. Учебно-методическое обеспечение Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебнометодическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. О.Е. Громова. Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей. Издательство: Просвещение 2009. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. Т.А. Кривцова Программа по речевому развитию детей 2-3 лет. – Изд-во Аркти. Москва, 2010 Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова. «Конспекты логопедических занятий для детей 2-3 лет с ЗРР». Москва. Издательство «Скрипторий» 2003. Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет». Москва. Издательство «МОЗАЙКО – СИНТЕЗ». 2009. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. /Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. для логопеда Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011. - 320 с. Новикова- Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией в 3 частях. – Москва 2013. Шишкина Н.А. Мои первые слова. Методика запуска речи у неговорящих детей. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам: пособие для родителей Москва: Просвещение, 2008. - 111 с. 3.6. Логопедическое обследование Диагностика проводится 2 раза в год. В зависимости от результатов в сентябре, строить работу с ребенком на учебный год. Коррекционно-развивающая работа организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития воспитанников. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками. Обследование уровня развития речи проводится по методике Е.А.Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих нарушения в речевом развитии: • понимание речи; • сформированность слухоречевого восприятия; • предметный и глагольный словарь; • уровень развития активной речи; СЕРИЯ 1 Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи. 1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из 3), выполнять действия по словесной инструкции. Оборудование: игрушки — машинка, матрешка, мишка, зайчик. 21 Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем логопед предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку». Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции. 2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках. Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы. Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?» Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией. 3. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного. Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов. Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши». Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией. СЕРИЯ 2 Задания направлены на проверку уровня сформированности слухоречевого восприятия. 1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний. Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы. Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Покажи, где корова» и т.д. Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание. СЕРИЯ 3 Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря. 1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело». Оборудование: игрушки — кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда — куртка, рубашка, платье; части тела и лица — голова, рука, нос, глаза. Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды. Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом. 22 2. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние словдействий. Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает. Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?» Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом СЕРИЯ 4 Задания направлены на проверку уровня развития активной речи. 1. ЧТО ИЛИ КТО ЭТО? Проверяется уровень развития активной речи. Оборудование: игрушки или картинки, знакомые детям, и простые по слоговой структуре для произношения. Методика обследования: логопед предлагает ребенку поиграть с игрушками или рассмотреть картинки. Затем логопед, демонстрируя ребенку игрушку или картинку, просит его назвать кто это, или что это. Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподражания, лепет, слова. Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах 1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится к цели; не начинает сотрудничать. 2 балла — ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет. 3 балла — ребенок сразу принимает задание, но возникают трудности при выполнении; после обучения задание выполняет. 4 балла — ребенок сразу понимает задание; выполняет его; заинтересован и конечном результате. 3.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Несмотря на широкий круг различных видов деятельности и организацию коррекционно-развивающих занятий, воспитание и обучение ребенка в дошкольном учреждении не может происходить изолированно от семейного воспитания. Успех обучения определяет совместная работа педагогов дошкольного учреждения и родителей. Семья - уникальный институт, в котором начинается формирование ценностных ориентиров и закладывается фундамент развития личности . Работа с родителями начинается с выявления особенностей каждой семьи, уровня педагогических знаний родителей. С этой целью учитель-логопед проводит анкетирование, беседует с родителями. Анализ результатов дает представление об интересах родителей в области воспитания и обучения детей, о том, как они представляют себе процесс воспитания, в каких консультациях нуждаются. Это позволяет наметить следующие задачи взаимосвязи всех участников образовательного процесса: – изучение интересов родителей в сфере психического и речевого развития их детей, методов воспитания и обучения; – повышение педагогической компетентности родителей (ознакомление с основами физического, психического, социального и речевого воспитания детей); – определение эффективных психолого-педагогических условий как средства ознакомления детей с окружающей средой; – выбор эффективных форм сотрудничества с родителями; 23 – побуждение родителей к активному участию в жизни группы, формирование у них ответственности за развитие малышей; – воспитание у родителей потребности и желания заниматься творческой и познавательной деятельностью со своим ребенком; Для решения этих задач могут использоваться следующие средства: – индивидуальные консультации; – фото и видео презентация осуществляемой деятельности (через мессенджеры); – ведение информационных папок с индивидуальными заданиями для каждого ребенка, содержащих закрепление изучаемого материала. Примерные темы консультаций для родителей • «Ранний возраст – это серьезно» • «Когда следует обратиться за помощью к логопеду» • «Сотрудничество логопеда с родителями детей раннего возраста» • «Почему ребенок говорит неправильно» • «Игровая школа мышления» • «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. 2. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. 3. О.Е. Громова. Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей. Издательство: Просвещение 2009. 4. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. 5. Т.А. Кривцова Программа по речевому развитию детей 2-3 лет. – Изд-во Аркти. Москва, 2010 6. Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова. «Конспекты логопедических занятий для детей 2-3 лет с ЗРР». Москва. Издательство «Скрипторий» 2003. 7. Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет». Москва. Издательство «МОЗАЙКО – СИНТЕЗ». 2009. 8. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. /Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. для логопеда Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011. - 320 с. 9. Новикова- Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией в 3 частях. – Москва 2013. 10. Шишкина Н.А. Мои первые слова. Методика запуска речи у неговорящих детей. 11. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам: пособие для родителей - Москва: Просвещение, 2008. - 111 с. 24