муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Золотая рыбка» (МАДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка») Согласовано Утверждено Советом Учреждения МАДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка» приказом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения (протокол от «30» августа 2022 №1) Согласовано педагогическим советом «Детский сад №10 «Золотая рыбка» от «30» августа 2022 №189 МАДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка» Директор_________________Н.В.Качур (протокол от «30» августа 2022 №1) Положение о должностном (внутрисадовом) контроле 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 «Золотая рыбка» (далее – Учреждение) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Примерным положением об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях, письмом Минобразования России от 07.02.01 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», Уставом Учреждения и регламентирует содержание и порядок проведения контрольной деятельности в Учреждении. 1.2. Должностной контроль является основным источником информации для анализа состояния деятельности Учреждения, получения достоверных результатов деятельности всех участников образовательного процесса. Должностной контроль заключается в проведении администрацией Учреждения и (или) специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками Учреждения законодательных и других нормативно-правовых актов РФ, Ханты-Мансийского автономного округа, органов местного самоуправления, Учредителя, Учреждения в области образования, воспитания и защиты прав детей. 1.4. Должностные лица, занимающиеся контрольной деятельностью, руководствуются законодательством в области образования, указами Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовы ми актами, изданными Минобразования России, органом управления образованием Ханты-Мансийского автономного округа, органами местного самоуправления, Учредителем, Уставом Учреждения, локальными актами Учреждения, настоящим Положением, приказами о проведении контроля, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, должностными инструкциями. 1.5. Целями контрольной деятельности являются: совершенствование деятельности Учреждения; повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников Учреждения; улучшение качества образования. 1.6. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Основные задачи должностного контроля 2.1. Основными задачами должностного контроля являются: контроль исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Учреждения; выявление случаев нарушений и неисполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Учреждения, принятие мер по их пресечению; анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; защита прав и свобод участников образовательного процесса; анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности работников Учреждения; изучение результатов деятельности сотрудников, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; совершенствование качества воспитания и образования воспитанников с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат; контроль реализации образовательных программ, соблюдения Устава и иных локальных актов Учреждения; анализ результатов исполнения приказов по Учреждению; анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в Учреждении; оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 3. Организационные виды, формы и методы должностного контроля 3.1. Контрольная деятельность может осуществляться в виде плановых, оперативных проверок и текущего контроля. 3.1.1. Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. 3.1.2. Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. 3.2. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, плановый контроль проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений). 3.2.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности Учреждения. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных и здоровьесберегающих технологий, форм и методов работы, опыта работников Учреждения. Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы Учреждения на основании проблемно-ориентированного анализа работы Учреждения по итогам предыдущего учебного года. 3.2.2. Одной из форм тематического контроля является персональный контроль. В ходе персонального контроля проверяющий изучает: уровень знаний работника в области его компетенции; уровень исполнения работником его должностных обязанностей; результаты деятельности работника Учреждения и пути их достижения. 3.2.3. Одной из форм комплексного контроля является фронтальный контроль. Фронтальный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса. Фронтальный контроль предусматривает проверку в полном объеме педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материалы для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить дальнейшие направления в работе. 3.2.4. Текущий контроль направлен на изучение вопросов, требующих постоянного контроля, контроля не реже одного раза в квартал, контроля не реже одного раза в месяц. 3.2.5. Методами должностного контроля могут быть: анализ документации, обследование, наблюдение, экспертиза, анкетирование, тестирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы освоения образовательных программ и иных правомерные методы, способствующие достижению цели контроля. 4. Организация должностного контроля 4.1. Должностной контроль осуществляется руководителем дошкольного образовательного учреждения и его заместителями, а также руководителями методических объединений, другими специалистами в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения и согласно утвержденного плана контроля. 4.2. Контрольная деятельность является составной частью годового плана работы Учреждения. 4.3. Руководитель не позднее чем за 2 недели издает приказ о сроках и теме тематического или комплексного контроля, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план-задание предстоящего контроля. 4.4. План-задание предстоящего контроля составляется руководителем либо заместителями руководителя. План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достоверность и сравнимость результатов контроля для подготовки итогового документа. 4.5. Периодичность и виды контрольной деятельности определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах деятельности работников Учреждения. Нормирование и тематика проверок находятся в исключительной компетенции руководителя Учреждения. 4.6. Основания для должностного контроля: план-график контроля; задание руководства органа управления образованием - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений (которое должно быть документально оформлено); обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования – оперативный контроль. 4.7. Продолжительность тематических или комплексных (фронтальных) проверок не должна превышать 5 – 10 дней, с посещением не более 5 занятий, исследованием режимных моментов и других мероприятий. 4.8. Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее. 4.9. При проведении оперативных (экстренных) проверок педагогические и другие работники могут не предупреждаться заранее. Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками Учреждения. 4.10. Результаты тематического и комплексного контроля оформляются в виде справки о результатах контроля. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения. 4.11. Текущий контроль может фиксироваться в виде констатации фактов в картах контроля (анализа, наблюдения). По результатам текущего контроля в картах оформляются выводы и рекомендации либо составляется аналитическая справка. 4.11. Информация о результатах должностного контроля доводится до работников Учреждения в течение 7 дней с момента завершения проверки. 4.12. Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами контрольной деятельности должны поставить подписи под итоговыми документами. При этом проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или руководитель Учреждением. 4.13. По итогам контроля, в зависимости от его вида, формы, целей, задач, а также с учетом реального положения дел: проводятся заседания Совета педагогов, производственные собрания, рабочие совещания с работниками Учреждения; сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел Учреждения; результаты контроля могут учитываться при аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения аттестационной комиссии. 4.14. Руководитель Учреждения по результатам контроля принимает следующие решения: об издании соответствующего приказа; об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом; о повторном контроле с привлечением определенных специалистов (экспертов); о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических и других работников; о поощрении работников и др. 4.15. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях родителей, а также в обращении и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки. 5. Примерный перечень вопросов, подлежащих должностному контролю 5.1. Руководитель Учреждения и (или) по его поручению заместитель руководителя, другие специалисты в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения, вправе осуществлять должностной контроль результатов деятельности работников по вопросам: осуществления государственной политики в области образования; использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению; использования методического обеспечения в образовательном процессе; реализации утвержденной образовательной программы и учебного плана Учреждения; соблюдения календарных планов; соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения; другим вопросам в рамках компетенции проверяющих лиц. 6. Права участников должностного контроля 6.1. При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право: знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями работника Учреждения, его аналитическими материалами; изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов; делать выводы и принимать управленческие решения. 6.2. Проверяемый работник Учреждения имеет право: знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих; обратиться в конфликтную комиссию профсоюзного комитета Учреждения или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 7. Ответственность Члены комиссии, занимающейся контрольной деятельностью в Учреждении, несут ответственность: за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам контроля; за тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий; за качественную подготовку к проведению проверки деятельности работника; за ознакомление работника с итогами с итогами проверки до вынесения результатов на широкое обсуждение; за обоснованность выводов по итогам проверки. 8. Делопроизводство 8.1. Справка по результатам тематического и комплексного контроля должна содержать в себе следующие разделы: вид контроля; форма контроля; тема проверки; цель проверки; сроки проверки; состав комиссии; результаты проверки (перечень проверенных мероприятий, документации и пр.); положительный опыт; недостатки; выводы; предложения и рекомендации; подписи членов комиссии; подписи проверяемых. 8.2. По результатам тематического и комплексного контроля руководитель Учреждения издает приказ, в котором указываются: вид контроля; форма контроля; тема проверки; цель проверки; сроки проверки; состав комиссии; результаты проверки; решение по результатам проверки; назначаются ответственные лица по исполнению решения; указываются сроки устранения недостатков; указываются сроки проведения повторного контроля; поощрение и наказание работников по результатам контроля. 8.3. По результатам оперативного контроля проводится собеседование с проверяемым, при необходимости – готовится сообщение о состоянии дел на административное совещание, педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива.